Ростов-на-Дону Вторник, 03 декабря
Общество, 02.04.2022 08:00

Казнить нельзя помиловать: почему проект модернизации трамвая в Ростове оказался под угрозой срыва

До развала СССР Ростов-на-Дону обладал одной из самых разветвленных и старых трамвайных сетей. Однако затем, в угоду автобусам и автомобилям трамвай постепенно начал умирать. В итоге сейчас из 15, существовавших в советские годы маршрутов, остались лишь пять. В ноябре 2021 года ростовский трамвай получил шанс на возрождение, когда область заключила соглашение на реализацию проекта по модернизации трамвая с «Синара-ГТР». Однако после начала спецоперации на Украине и введенных в отношении России санкций проект оказался под угрозой. «Блокнот Ростов» выяснил, в чем же проблема сегодняшнего трамвая и есть ли у него будущее.

К сожалению, многие ростовчане считают трамвай анахронизмом и источником пробок и проблем. Бытует мнение, что трамвай – это транспорт льготников и нормальный человек им попросту не воспользуется. Редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов рассказал «Блокнот Ростов» об основных проблемах, которые мешают развитию ростовского трамвая.


— Во-первых это разрушенная в 1999-2005 годах сеть. Сейчас трамвай попросту не доезжает до крупных районов. Часто можно встретить аргумент: «В трамваях мало кто ездит». Это, в частности, произошло из-за сокращения длины маршрутов. Всё равно что автобус «Ростов – Москва» сократить до Рязани и существенно замедлить, а потом удивляться его непопулярности, — отмечает Михаил Кругликов.

Другая проблема — это непредсказуемость его работы, на которую влияет сразу несколько факторов.


— Это происходит и из-за большого процента, совмещённого с личным транспортом полотна, и из-за стиля работы водителей, недостаточного контроля за ним. Зачастую сложно предсказывать, когда трамвай приедет и за сколько доставит. Это тоже отталкивает людей, — считает эксперт.

Есть и проблемы с подвижным составом. В итоге на линиях работает куда меньше трамваев, чем могло бы.

— В Ростове старый подвижной состав, а новые трамваи – редкая модель с множеством проблем. В 2016-2017 году были закуплены трамваи City Star, но часть из них сейчас попросту не выезжает из депо из-за поломок: производитель и транспортная компания пока не выяснили, кто в этом виноват, — добавляет Кругликов.


Ну и конечно проблемой является дефицит водителей.

Еще одной немаловажной проблемой является состояние путей. Если в центральной части города за последние годы путевое хозяйство было отремонтировано, то маршруты на Западный и Сельмаш пребывают в крайне печальном состоянии: рельсы идут волнами, стыки между ними могут достигать 10 и более сантиметров. Все это чревато сходами вагонов с путей и представляет опасность. Из-за этого снижается и скорость движения трамваев, даже если он едет по выделенной полосе, как на части маршрутов №№7 и 10.


Власти города неоднократно говорили о том, что планируют модернизировать трамвай. А после того, как федеральные власти явно дали понять, что проект строительства метрополитена городу не светит, то и вовсе решили сделать ставку на скоростной трамвай.

Так, в ноябре 2021 года правительство Ростовской области подписало с компанией «Синара-ГТР», которая уже занимается модернизацией трамвай в Таганроге. Общая стоимость проекта была оценена в 51 млрд рублей. Предполагалось, что 35,6 млрд рублей из этой суммы будут средствами инвестора. Еще 15 – это средства бюджетного кредита, которые даже были выделены.


В Ростове новые линии скоростного трамвая должны соединить центр Ростова с Левенцовкой, Верхним Темерником, Суворовским, а также с территориями будущей комплексной застройки на левом берегу Дона и в районе старого аэропорта. Для этого нужно было реконструировать 46 километров существующих трамвайных путей и построить 76,8 километра новых. Реконструировать и построит новые тяговые подстанции, депо, трамвайные остановки. Также в планах покупка 96 трёхсекционных современных трамваев.

Однако после того, как на фоне спецоперации ВС РФ на Украине в отношении России были введены санкции ситуация поменялась. На совещании с президентом 23 марта вице-премьер Марат Хуснуллин доложил, что власти Ростовской области решили притормозить проект, а выделенные на него 15 млрд рублей бюджетного кредита предложили направить на строительство «Западной хорды» и таким образом завершить строительство ростовского транспортного кольца. По словам властей региона, всему виной то, что по их подсчетам проект подрожал на 9 млрд рублей.


— Сейчас регионы обращаются с просьбой заменять ранее утвержденные проекты. Например, Ростовская область – у них был проект по строительству общественного транспорта. Но сегодня трамваи, так как из импортных составляющих, они не могут быть поставлены в эти сроки. Тогда они предлагают завершить обход Ростова, что такая же серьезная антикризисная мера, — рассказал президенту Хуснуллин

И все это произошло на фоне того, что «Синара-ГТР» уже приступила к разработке проекта планировки проекта и межевания территории для будущего размещения линий городского трамвая.

В самой компании «Блокнот Ростов» сообщили, что отказываться от проекта они не хотят.


— На данный момент мы продолжаем предпроектные работы в соответствии с распоряжениями главы Администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко. Планы компании по участию в концессии, если она будет объявлена, не изменились, — рассказали в «Синара-ГТР».

По мнению эксперта, проект модернизации трамвая Ростову просто необходим, так как это могло бы дать толчок для развития всего общественного транспорта.

— Проект по модернизации трамвая необходим. Он бы помог бы перезапустить общественный транспорт Ростова: люди бы получили высокий уровень сервиса, предсказуемый, быстрый и комфортный транспорт. Это не только бы помогло решить проблему пробок, но и повысило бы мобильность граждан: люди больше бы перемещались, проводили время в кафе и т.п. К слову, в Таганроге даже по первому введённому в строй маршруту это видно и реализация проекта там продолжается, значит, всё возможно, — отметил Михаил Кругликов.


Что касается изменившихся реалий, то по мнению редактора портала «Ростовский городской транспорт», можно было начать реализовывать проект в усеченном формате, чтобы сэкономить.

— Власти говорили о том, что реализация проекта в Ростове стала дороже на 9 млрд рублей. Но это не значит, что его не нужно делать. Чтобы сократить стоимость, думаю, что можно отказаться от наименее эффективных или сложнореализуемых частей проекта. Конечно, временно. Например, пока не вести трамвай в район старого аэропорта (там ещё нет застройки), убрать кусок на левый берег. Из-за неясности с новой эстакадой в ЖК «Суворовский» линию в северную часть города можно временно закончить на улице Орбитальной, — добавил Кругликов.

По данным из источников в Минтрансе РО, власти региона надеются, что средства на модернизацию трамвая городу все же предоставят. Ставить крест на проекте пока не планируется.


Никита Никитин

Фото: Александр Прохорцев

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовтрамвайтранспортгородпроблемасанкции
4
1