Ростов-на-Дону Четверг, 28 ноября
Общество, 27.09.2020 07:30

«Недоступная среда»: инвалид-колясочник провел социальный эксперимент на улицах Ростова

«Недоступная среда»: инвалид-колясочник провел социальный эксперимент на улицах Ростова

По убеждению Романа, Ростов совершенно не приспособлен для колясочников. Фото: Глеб Сибилев

По итогам прошлого года на организацию доступной среды в Ростове потратили почти 39 миллионов рублей. За эти деньги должны были обустроить подъемники, пандусы, поручни и прочие необходимые объекты инфраструктуры, чтобы сделать город доступным для инвалидов. Но сделали ли — вопрос. «Блокнот Ростов» вместе с Романом Ефимовым, который из-за болезни оказался прикован к инвалидной коляске, протестировал городскую «доступную среду» и узнал, насколько она на самом деле доступна для людей с ограниченными физическими возможностями.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.10 (2).jpeg

Ростовчанину Роману инвалидное кресло понадобилось три года назад: у него прогрессировало заболевание, которое дало осложнения. Сначала 32-летнему мужчине ампутировали одну ногу, затем он лишился и второй. Активный по натуре, Роман, пересев в коляску, решил не менять образ жизни. Молодой человек много путешествовал и видел, что в европейских странах люди с ограниченными физическими возможностями посещают выставки, ходят в кафе, ездят в общественном транспорте и в целом ведут обычную жизнь. В Ростове, несмотря на многомиллионные вклады в «доступную среду», это оказалось невозможно.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.10 (1).jpeg

— Ростов — мой родной и любимый город, но он, к сожалению, совершенно не приспособлен для людей на колясках. Раньше я этого не замечал, но теперь для меня это стало большой проблемой. Мы стараемся с Камиллой (женой — прим.ред.) вести активный образ жизни, часто гуляем, путешествуем. Это получается благодаря Камилле — в одиночку человеку на коляске справиться невозможно, наша среда не доступна никак, — уверен Роман.

Роман и Камилла живут в многоэтажке на улице Волнистой на Западном. Когда молодые люди покупали квартиру, они едва ли думали о том, что несколько ступенек, ведущих на цокольный этаж, станут для них непреодолимым препятствием. Камилла рассказывает, что когда ее мужу понадобился пандус, ТСЖ, управляющее домом, посоветовавшись с прочими жильцами, организовало все за свой счет. Но с ТСЖ повезло не всем: во многих домах города пандусы — это проблема, и часто по ним не закатишь даже детскую коляску, не говоря о том, чтобы инвалиду подняться самому.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.11 (2).jpeg

— К чемпионату мира сделали пандусы, но, пожалуй, это все, что для колясочников сделал город. При этом подъемники, которые установили на Ворошиловском, чтобы перейти через подземный переход, не работали даже на чемпионате мира, — говорит Роман.

Из дома он выходит только вместе с Камиллой. Недалеко от дома — надземный переходный переход. Но по нему девушка с коляской не переходит дорогу никогда — боится опрокинуть мужа.

— Формально здесь есть подъемник, но как им воспользоваться непонятно: нет ни сотрудника рядом, ни кнопки вызова. Если нам нужно перейти дорогу, приходится идти до следующей остановки и переходить по светофору по обычному переходу, — рассказывает Камилла.


Роман согласен: реальная доступная среда в городе — только на паре центральных улиц. Большинство же пандусов сделаны с очень большим углом наклона и выглядят опасными — коляска может просто перевернуться, а человек — соскользнуть и вывалиться. Они опасны даже для инвалида с сопровождающим, уверен Роман.

Живя на окраине, свободно передвигаться вообще невозможно. Да что там: тяжело даже съездить в ближайший магазин и добраться до районной поликлиники.

— Чтобы войти в поликлинику, тоже нужно постараться. Да, тут есть кнопка вызова, чтобы помогли человеку на коляске. Мы пробовали ее нажимать, но не дождались. Может, она не работает. Приходится открывать вторую часть двери, придерживая первую часть и заталкивать коляску внутрь. Внутри же — очень узкие коридоры, проехать можно с трудом — подняв всех со своих мест. Один раз у меня прием врача проходил в коридоре, — рассказывают Роман и Камилла.

Молодые люди любят бывать в кафе и часто ездят в центр. Некоторое время назад они оказались без машины. За рубежом с поездками с коляской в общественном транспорте не возникало проблем. Камилла и Роман решили и в Ростове пересесть на автобус.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.09.jpeg

— Наши автобусы только называются доступными для инвалидов. Почти никто из водителей не подъезжает к остановке — это помогло бы сгладить переезд с бордюра на высокую подножку. Автобусы не наклоняются. А пандусы хоть и есть, но откидываются вручную. Водитель их не откидывает, инвалид сам их откинуть не может, да и в большинстве случаев они просто забиты грязью и на них стоят люди, — объясняет Роман.

Однажды Роман в одной из групп в соцсети увидел, что город закупил новые комфортабельные автобусы для перевозки пассажиров из города в Платов. Но на фото были обычные рейсовые автобусы, где все пространство в салоне занято двумя рядами сидений — нет пространства, куда можно заехать на коляске, а вход в автобус — со ступеньками.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.09 (1).jpeg

— Я написал: «Опять не подумали об инвалидах». Из администрации ответили, что они провели обучение водителей, и водитель обязан занести инвалида на его место в автобус. Но все мы понимаем, что водитель не обязан, что это унизительно для инвалида, да и вес инвалидов разный. Это же просто абсурд! — возмущается Роман.

Не пользуется мужчина и помощью при переходе дороги через подземный переход — одного раза хватило. Там есть кнопка вызова сотрудника, но переезд дороги «по правилам» занимает около получаса. Впрочем, это не единственная неприятность. Для человека в коляске переезд выглядит оскорбительно: сначала приходится дожидаться специального гусеничного подъемника, а затем ехать через весь переход пристегнутым с запрокинутой головой.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.11 (1).jpeg

— Это не просто некомфортно, это больно — когда ты на каждой ступеньке стучишься спиной об железки, которые торчат у этого устройства. Тот, кто решил закупить эту штуку, пусть приедет и покатается на ней сам. От городской администрации, кстати, недалеко, — говорит Роман.

WhatsApp Image 2020-09-16 at 17.46.11.jpeg

Мужчина считает, для того чтобы город доступнее для инвалидов, достаточно убрать бордюры там, где это возможно, сделать съезды — удобные, а не для вида, а там, где это невозможно — оборудовать лифты.

— Государство обязано предоставить инвалидам коляску. Но хорошая инвалидная коляска стоит около 100 тысяч рублей, а государство предлагает максимум за 30 тысяч — неуправляемую, некомфортную, рассыпающуюся просто на ходу. Да и то перед этим нужно несколько месяцев собирать необходимые бумаги, проходить комиссию. Самое интересно: чтобы пройти комиссию, инвалиду нужно подняться по ступенькам, — говорит Роман.

Мужчина уверен: сейчас городскую среду более доступной делают не власти, которые регулярно отчитываются о «проведении работ по благоустройству городских территорий и созданию доступной среды для маломобильных групп населения». Стараются больше предприниматели — именно они создают безбарьерные входы в кафе, магазины, торговые центры, чтобы их могли посещать инвалиды.

В конце июля в ростовской администрации отчитались, что привели в нормативное состояние пандусы или тротуарные съезды на трех десятках улиц в разных районах города. Улицы Волнистой, где живут Роман и Камилла, среди них нет. Зато есть те, где часто бывает молодой человек — не благодаря их удобству, а благодаря супруге, которая мужественно проезжает с коляской, преодолевая недоступную среду.

Виктория Сапунова
Фото и видео: Глеб Сибилев

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.   

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовская областьРостовдоступная средаадминистрациявластиинвалидыколясочники
1
0