Ростов-на-Дону Понедельник, 02 декабря
Общество, 12.04.2018 18:06

Тогда и сейчас: путешествие в 200 лет назад можно совершить на улице Станиславского

В далеком 1811 году у Ростова-на-Дону появился первый генеральный план, составленный ростовским городским архитектором Трофимом Шаржинским, а уже спустя несколько десятилетий город начал обзаводиться тротуарами и именно сейчас, глядя на улицу Станиславского, можно увидеть их такими, какими они были почти 200 лет назад.

Начиная с 1845 года, были застроены окрестности крепости Димитрия Ростовского. Центр города сместился с улицы Почтовой (сегодня это улица Станиславского) на Московскую, названную так потому, что застраивали её московские купцы. Граничной улицей стала Кузнечная (ныне Пушкинская). 

- Места для пешеходов в то время представляли собой хорошо утоптанную дорогу, какую мы нередко встречаем в Ростове и сегодня. Как, например, на улице Станиславского, ремонт которой продолжается уже довольно длительное время, рассказал "Блокноту" общественный деятель и историк Александр Кожин.
rostov_na_donu_gallery_2787.jpg

Мостовые, начало которым было положено в 1844 году, существовали лишь кое-где. О тротуарах тогда имелось лишь самое смутное представление. По бокам улиц тянулись так называемые дощатые мостики. При этом, здания были самой примитивной архитектуры. Подолгу не подвергаясь ремонту, они представляли собой довольно печальный и мрачный вид. Особенной правильности в постройках не соблюдалось, а на окраинах все строились, как кто хотел.

Вследствие большой скученности населения, отсутствия общей канализации и нахождения в центре города некоторых фабрик и заводов, в санитарном отношении Ростов и до сих пор оставляет желать еще многого. Но с внешней стороны город красив и производит приятное впечатление. Улицы города, за исключением самых отдаленных, вымощены все. С 1896 года по 1907 год мостовых работ было произведено в количестве 178, 497 квадратных саженей. Общая стоимость этих работ в течение указанного периода выразилась в сумме в два миллиона 299 тысяч 405 рублей. В те времена ростовские улицы были вымощены правильным кубиком, правильным осколком, перебоем, бутом и местным плитняком. 


00002.jpeg

Обзаводиться тротуарами, уличными фонарями и общественным транспортом Ростов начал как раз в период второго генплана в 1862 году, когда управление городом принял Андрей Матвеевич Байков. Под его началом в городе появились газета, пожарная команда, набережная, сады, городской водоканал. А в 1863 году в городе была введена нумерация домов. В эти годы в Ростове жили 18,5 тысяч человек, а через 50 лет их было уже в 11 раз больше - около 205 тысяч.

С 1868 года по Садовой от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью ходили многоместные кареты, через 11 лет было открыто движение конки, а 20 декабря 1901 года (по старому стилю) был пущен первый электрический трамвай.

Нахичевань Ростов-на-Дону, 1911 год


Нахичевань_на_Дону_Трамвай_1911.jpg

Постепенно, все больше улиц стали умащивать булыжником. Тогда же стали широко использовать «бордюр» из натурального камня, остатки которого все еще можно найти, если хорошенько поискать между старыми улочками и переулками Ростова.

В 1860-х годах, при обустройстве тротуаров и дорог, сразу закладывалась возможность отвода технических стоков. В то время они шли в двух направлениях - к Дону и реке Темерничке. В целом, архитектура Ростова приобрела черты законченности и целостности застройки во второй половине XIX - начале XX века.

Рост.jpg
Сегодня многострадальная улица Станиславского вызывает очень много вопросов у ростовчан. Ее продолжительный ремонт и по сей день парализует автомобильное движение на проспекте Ворошиловском и создает массу неудобств для пешеходов. В утренние и вечерние часы в этом месте и без того огромные пробки, а однополосное движение усложняет ситуацию в разы. По словам замглавы города по транспорту и дорожному хозяйству Евгения Лебедева, точная дата завершения всех работ - 31 мая. Но пока ростовчане ни конца, ни края завершению этого ремонта не видят.


IMG_20180411_114745.jpg
IMG_20180411_114754.jpg
IMG_20180411_114810.jpg
IMG_20180411_114834.jpg
IMG_20180411_115044.jpg
IMG_20180411_115057.jpg
IMG_20180411_115112.jpg
IMG_20180411_115203.jpg
IMG_20180411_115209.jpg
IMG_20180411_115250.jpg
IMG_20180411_115334.jpg
Ранее, после того, когда во время земляных работ на улице Станиславского дорожники наткнулись на захоронение девушки-меотки, жившей около двух тысяч лет назад, в ход реконструкции улицы вмешались археологи. Вскоре рядом с той могилой нашли еще одну, а затем еще немало захоронений, среди которых были и детские.

Примерная площадь участка на Станиславского, где проводились активные археологические работы, составила три тысяч квадратных метров. Археологи посчитали, что именно здесь расположена основная часть некрополя Ростовского городища, а уже за проспектом, ближе к Центральному рынку, его территория заканчивается. В те времена Ростовское городище входило в сельскую округу Танаиса. Местные жители не могли похвастать богатством, а потому и обнаруженные захоронения достаточно скромные. Среди погребальных даров, которые были обнаружены, - посуда, стеклянные украшения и фибулы (подобие современных булавок) и многое другое. Кроме того, ученые здесь откопали отлично сохранившийся участок мостовой дореволюционной эпохи, скелет коня, чучело теленка и много другого интересного.

Ранее мы писали о том, как изменился Центральный рынок в Ростове за последнюю сотню лет.

Новости Ростова всегда в твоей ленте Instagram. Подпишись на нашу группу https://www.instagram.com/bloknot_rostov161/ 


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: О тебе, Ростов  
РостовТогда и сейчасисторияархитектуратротуарыдорога
0
0