Тогда и сейчас: от торговой пристани до места отдыха или как изменилась набережная за 100 лет
Читайте также:
- Тогда и сейчас: путь в 100 лет от Доходного дома до Варшавского университета и ЮФУ (25.04.2018 10:30)
- Тогда и сейчас: сто лет назад Ростов задыхался без зелени и тратил на парки ничтожные деньги (18.04.2018 17:30)
- Тогда и сейчас: как изменился доходный дом Чирикова в Ростове за последние 100 лет (07.02.2018 13:33)
«Блокнот» продолжает серию публикаций, в которых мы вспоминаем о Ростове-на-Дону много лет назад и теперь поговорим о том, в каком виде была ростовская набережная 100 лет назад и какой она предстает перед нами сегодня.
Только представьте, набережная не всегда была уставлена интересными памятниками, скамейками, уютно расположившимися в тени деревьев, и шумными ресторанами. Когда-то она имела совершенно другое назначение - по ней пролегали железнодорожные пути и взгромождались склады, а Дон играл большую роль в торговой жизни Ростова. Чтобы ростовская торговля процветала, а облик портовой территории соответствовал оборотам речного бизнеса, было решено благоустроить водные пути и построить набережную.
Фото В. Петрыковского
Все началось со знаменитого инженера Гринберга, который в более поздние годы проектировал для Ростова Дворец труда и Областную больницу на 400 коек.Именно он весной 1897 года начал постройку ростовской набережной. На смену ему пришел инженер Ольдеборгер, а в 1900 году его сменил инженер Филлипео. Через несколько лет проект дополнили Зубов и Воробьев.
Вернемся к началу строительных работ. На начало прошлого века длина набережной от устья реки Темерник вверх по течению дона, доведенная до Богатяновского переулка (в настоящее время Кировский проспект) была по протяженности 2 1/2 версты (1066,8 метра). Стоимость всех предполагаемых сооружений равнялась 2 1/2 млн руб (все исторические сведения приведены в ценах 1909 г.). С помощью нехитрых вычислений, мы понимаем, что по проектировочным данным 1 верст стоил 1 млн руб.
На этом работы не остановились. В 1944 году, уже в советское время, инженер Соколов составил проект и вычислил смету по строительству дополнительной набережной. Расход на оборудование существующей набережной и постройку дополнительной обошелся в 2 389 920 руб. В число этих расходов вошло сооружение дополнительной набережной - 2 050 000 руб., водопровод - 100 тыс. руб., электрическое освещение - 20 тыс. руб., приемный покой и столовая для береговых рабочих - 35 тыс. руб., подъемные краны 63 тыс. руб. Смета была отправлена в главное портовое управление. Все было уже подготовлено, оставалось ждать ответа. И проект был одобрен. С набережной убрали железнодорожные пути и склады, их место заняли бульвары и палисадники. Так ростовская набережная начала превращаться в зону отдыха. Долгожданное открытие состоялось 7 августа 1949 года.
В 1984 году появилась знаменитая скульптура «Ростовчанка» – символ красоты ростовских женщин. При реконструкции осенью 2013 года скульптуру развернули лицом к Дону, а у ног возвели чашу фонтана. Конечно, с тех времен на набережной появилось множество удобных новшеств, о которых наши предки даже не догадывались, например, розетки для мобильных, бесплатный Wi-Fi. Но началось все в те далекие годы.
Что касается левобережной части, то принадлежала она в далеком прошлом отдельному городу - Нахичевани. Славился левбердон не раками и шашлыками, как сегодня, а хлебным рынком, который назывался Задонский. Он соединялся с Ростовом наплавным мостом, на котором всегда было оживленное движение. Множество фур ежедневно проходили туда и обратно. Никакой мост не напоминает? Видимо, в Ростове проблема с дорожной развязкой переходит из века в век. Но вернемся к левому берегу. Так как правый берег был полностью занят складами и конторами, еще до реконструкции набережной появилась мысль утилизировать левбердон и развить там крупную торгово-промышленную деятельность. Сложность заключалась в том, что противоположный берег принадлежал вовсе не Ростову, а Нахичевани. Можно смело шутить, что Ростов-папа сначала берег отобрал, а потом и саму Нахичевань присвоил.
До недавнего времени левый берег был знаменит шашлычными и ресторанами. Но строительство стадиона «Ростов-Арена» к ЧМ-2018 внесло коррективы и в этот привычный порядок. Чтобы иностранцы, приехавшие поддержать свой футбольный клуб, не упали в обморок от умопомрачительной «красоты», левобережную зону начали усиленно облагораживать.
И вот, 1 мая, состоялось торжественное открытие нового парка, который так и называют - левобережный. В него было вложено 700 млн руб. Сохранит ли парк свою красоту - зависит только от бережного отношения ростовчан.
Ранее сообщалось, что ростовчане изуродовали новый парк на левом берегу. После открытия свежий газон был испорчен колесами автомобилей.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону