Тогда и сейчас: по бельгийской конной колее звенят по городу современные ростовские трамваи
Читайте также:
- Тогда и сейчас: школьников сто лет назад ругали за незнание молитв, а учителей за бездушие (21.07.2018 17:40)
- Тогда и сейчас: правительство без излишеств (12.06.2018 10:30)
- Тогда и сейчас: наследие «водочного короля» продолжает спасать жизни (03.06.2018 10:01)
«Блокнот Ростова» продолжает серию публикаций о городе, его уникальных зданиях и их истории.
В холодный январский денек, 2 января 1902 года, в городе на Дону появился невиданный доселе вид транспорта - трамвай. Его веселый звонок прозвенел на городских улицах, заставив зевак с удивлением открыть рты. То, что мы сейчас воспринимаем, как должное, столетие назад произвело неизгладимое впечатление на наших предков, ведь новенькие звенящие машины пришли на смену конке, работавшей с 1887 года.
Трамвай звенит на Большой Садовой
Сейчас трамвайная система города на Дону - одна из старейших в России. Ростовчане всегда любили быструю езду, вот только у предков не было таких быстрых иномарок, чтобы мчаться в них по центру города, зато была конная железная дорога, принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). И это сделало ростовский трамвай неповторимым. Вы спросите - как? Все просто - ширина колеи 1435 мм оказалась уникальной для России и остается таковой по сей день.
По информации из открытых источников, к 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение - Богатяновский Спуск, Сенной Базар - Смирновский Спуск, Городское депо - ул. Большая Садовая, Вокзал – Нахичевань.
Старая открытка - трамвай на проспекте Буденновский
Чуть позже конку электрифицировали, а потом появился трамвай. Сначала его звонок услышали на Большой Садовой, Почтовой, Романовской улицах, Таганрогском и Большом проспектах. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке - Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.
На фото: вагон завода Нивель из серии 201-220, маршрут вокзал - Нахичевань, 1911 г. Фото из личной коллекции Ааре Оландер, Таллин
Интересно, что пользоваться трамваем ростовчане не переставали и в период гражданской войны, хотя многие города из-за смуты потеряли контроль над электрическим транспортом. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник - в Ленгородке.
К 1925 году, когда революционные движения немного поутихли, ростовский трамвай ездил по шести маршрутам, а главное депо располагалось в переулке Богатяновский. Для сравнения - днем в ростовском трамвае можно было проехать по одному поясу на шесть копеек, по одному городу - за восемь, а по двум городам – аж 12 копеек. Ночью приходилось отдавать ту же сумму за проезд по городу, а в соседний можно было попасть за 16 копеек.
Через три года, в 1928 году, добавили еще два маршрута, поменялись и их наименования – были присвоены номера от 1 до 8. Кроме того, трамвай заезжал теперь из Рабочего городка на Новый базар и из Нового поселения – на площадь Льва Толстого.
Когда на ростовскую землю пришла Великая Отечественная война, движение электротранспорта было прервано дважды - в период между оккупациями, но трамвай и троллейбус работали, несмотря на то, что от линии фронта Ростов отделяли всего лишь 35-40 километров. Во время второй оккупации произошли серьезные разрушения трамвайных линий, но через три месяца после освобождения Ростова советскими воинами, 1 июня 1943 года, трамвай вновь заработал для пассажиров.
Старые трамвайчики, которые помнят наши бабушки и дедушки
Помните, что в ростовская колея - родственница европейской? Благодаря этому в 1957 году по улицам города зазвенели новенькие чешские вагончики «Татра», запомнившиеся многим горожанам в детстве. В эти годы трамвай очень быстро развивался и осваивал территории, протяженность путей была целых 120 километров.
К сожалению, в лихие 90-е многие вагоны были уничтожены, а маршрутные линии - сокращены и укорочены. Сохранились линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район. После 1998 года, из восемнадцати трамвайных маршрутов осталось семь: № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.
Ростовский электротранспорт в 1990-е. Трамвай - показан красным.
Ростовский трамвай в 2015 году
В 2006 году в светлые головы ростовчан пришла идея к 2025 году создать в городе метротрам - скоростной трамвай с подземными станциями в центре, но пока до реализации этой мечты дело не дошло, хотя злые языки поговаривают, что многочисленные провалы, которые появляются летом на дорогах - новые входы на станции.
Трамвай закручивает по улице Закруткина
К 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен в качестве музейного трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер - 105.
Новый виток в жизни ростовского трамвая начался 4 марта 2017 года, когда на реконструкцию ушла улица Станиславского и звенящие машины перестали ходить по ней. Вовремя окончить ремонт рабочие не смогли и трамваи смогли выйти на линию только в разгар чемпионата мира по футболу.
Согласно информации портала "Ростовский городской транспорт", сейчас стоимость проезда составляет 17 рублей (полный/наличными), 17 рублей (полный/картой), 8,5 руб. (школьники и пенсионеры), а оплата производится при входе.
Трамвай на Станиславского
Читайте также: цирк, цирк, цирк и немножечко волшебства в Ростове. Два века назад горожане, как и сейчас, были нежно влюблены в цирк, место, где можно хоть на время забыть о суете будней и погрузиться в мир волшебства.
Фото: transphoto.ru
Новости Ростова всегда в твоей ленте Instagram. Подпишись на нашу группу https://www.instagram.com/bloknot_rostov61/ Наш сайт в других соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте. Присылайте свои новости, фото и видео на номер 8-938-107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.