Общество,
14.08.2019 08:01
Жар словно в аду: рассказываем, как ростовские мастера создают из расплавленной бронзы трехметровые произведения искусства
Скульптуры выглядят как живые люди. Фото: Александр Прохорцев
Читайте также:
Дмитрий Ростовский, Святой Яков, рельеф для церкви Софии Суздальской — это только малая часть того, что изготовили ростовские скульпторы в своей мастерской. Высота фигур просто поражает. Каждая из них достигает трех метров в высоту и весит около тонны.
«Блокнот Ростов» решил узнать, как делают скульптуры из бронзы и сколько на это уходит времени.
Как оказалось, работа очень кропотливая. Занимается фигурами не один человек. Скульптор Игорь Сайченко берет на себя всю творческую часть работы. Он создает эскиз и модель памятника. Дальше в работу вступает литейщик Валерий Жиляев, который отвечает за техническую часть.
Создание памятника состоит из восьми этапов. Скульптура рождается из запроса заказчика. Он сам решает, кого должны изобразить мастера. Игорь Сайченко сначала рисует будущую скульптуру на бумаге. Затем делает небольшой эскиз, размером примерно 1:5 от настоящей величины готовой скульптуры.
Размер макета в пять раз меньше натуральной величины скульптуры. Фото: Александр Прохорцев
Если заказчика все устраивает, мастер приступает к изготовлению модели в натуральную величину. Особая сложность состоит в воссоздании лица, которое должно быть похоже на реального человека, с которого делают скульптуру.
— Для меня творческая часть самая трудная. Лицо может неделями не получаться. Многое зависит от настроения — выпил ты вечером, или нет, сказала жена, что тебя любит или, наоборот, накричала, потому что ты ей посудомоечную машинку не купил, — улыбается скульптор.
Модель создается с мельчайшими деталями из глины, здесь прорабатывают и рельеф одежды, и положение рук и головы, и даже шнурки на обуви.
Проработать нужно каждую мелкую деталь. Фото: Александр Прохорцев
Следующий этап — изготовление гипсовых форм. Чем больше мелких деталей у скульптуры, тем, соответственно, и больше гипсовых форм. Их количество может превышать 200 штук. Застывший гипс снимают с модели и приступают к заливке воском.
— За всем техническим процессом наблюдает скульптор, — рассказал литейщик Валерий Жиляев. — Мы стараемся сделать максимально приближенно к эскизу. Конечно, иногда отходим от первоначальной модели, но скульптор смотрит, чтобы все было похоже на действительность.
Чтобы приступить к самой заливке бронзой, литейщик изготавливает формы из холодного твердеющего состава (далее ХТС — прим.ред) — песка. Эти формы и заливаются. Металл плавится в специальных печках, температура в которых достигает 1350 градусов. Находиться возле такой печи без специальной экипировки невозможно — жар адский! Да и она не всегда спасает. Владимир признался, что были случаи, когда он уходил с работы с ожогами.
Вот так выглядит литейная форма. Фото: Александр Прохорцев
Формы из ХТС одноразовые, после затвердевания бронзы их разбивают и отдают металлические детали на сварку.
Скульптура может состоять из нескольких ярусов — постамент, ноги, корпус, плечи, голова. После сборки фигуру надо отшлифовать, сгладить все стыки, чтобы скульптура выглядела единым целым. Кроме того, скульптуре придают фактуру. В одежде создают эффект ткани, где-то она более грубая, а где-то ее делают гладкой, чтобы изобразить шелк.
Части скульптуры свариваются в единую фигуру. Фото: Александр Прохорцев
Цвет фигуры подвергается искусственному старению. Скульптура не выглядит блестящей, она приобретает более насыщенный темный цвет с тенями и бликами.
В среднем на работу уходит от четырех до шести месяцев. Заплатит заказчик за такую фигуру около двух миллионов рублей.
Ростовские мастера создают не только большие скульптуры, но и маленькие детали. Фото: Александр Прохорцев
Перевозить памятник весом в тонну непросто. Но вот Дмитрий Ростовский и Святой Яков поедут из Ростова в Ярославль. А солдат, который после тяжелого боя присел отдохнуть на камень, — в Дагестан. Ростовские скульпторы мечтают в каждом районе города поставить памятник в честь тех людей, чьи имена носят улицы.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
«Блокнот Ростов» решил узнать, как делают скульптуры из бронзы и сколько на это уходит времени.
Как оказалось, работа очень кропотливая. Занимается фигурами не один человек. Скульптор Игорь Сайченко берет на себя всю творческую часть работы. Он создает эскиз и модель памятника. Дальше в работу вступает литейщик Валерий Жиляев, который отвечает за техническую часть.
Создание памятника состоит из восьми этапов. Скульптура рождается из запроса заказчика. Он сам решает, кого должны изобразить мастера. Игорь Сайченко сначала рисует будущую скульптуру на бумаге. Затем делает небольшой эскиз, размером примерно 1:5 от настоящей величины готовой скульптуры.
Размер макета в пять раз меньше натуральной величины скульптуры. Фото: Александр Прохорцев
Если заказчика все устраивает, мастер приступает к изготовлению модели в натуральную величину. Особая сложность состоит в воссоздании лица, которое должно быть похоже на реального человека, с которого делают скульптуру.
— Для меня творческая часть самая трудная. Лицо может неделями не получаться. Многое зависит от настроения — выпил ты вечером, или нет, сказала жена, что тебя любит или, наоборот, накричала, потому что ты ей посудомоечную машинку не купил, — улыбается скульптор.
Модель создается с мельчайшими деталями из глины, здесь прорабатывают и рельеф одежды, и положение рук и головы, и даже шнурки на обуви.
Проработать нужно каждую мелкую деталь. Фото: Александр Прохорцев
Следующий этап — изготовление гипсовых форм. Чем больше мелких деталей у скульптуры, тем, соответственно, и больше гипсовых форм. Их количество может превышать 200 штук. Застывший гипс снимают с модели и приступают к заливке воском.
— За всем техническим процессом наблюдает скульптор, — рассказал литейщик Валерий Жиляев. — Мы стараемся сделать максимально приближенно к эскизу. Конечно, иногда отходим от первоначальной модели, но скульптор смотрит, чтобы все было похоже на действительность.
Чтобы приступить к самой заливке бронзой, литейщик изготавливает формы из холодного твердеющего состава (далее ХТС — прим.ред) — песка. Эти формы и заливаются. Металл плавится в специальных печках, температура в которых достигает 1350 градусов. Находиться возле такой печи без специальной экипировки невозможно — жар адский! Да и она не всегда спасает. Владимир признался, что были случаи, когда он уходил с работы с ожогами.
Вот так выглядит литейная форма. Фото: Александр Прохорцев
Формы из ХТС одноразовые, после затвердевания бронзы их разбивают и отдают металлические детали на сварку.
Скульптура может состоять из нескольких ярусов — постамент, ноги, корпус, плечи, голова. После сборки фигуру надо отшлифовать, сгладить все стыки, чтобы скульптура выглядела единым целым. Кроме того, скульптуре придают фактуру. В одежде создают эффект ткани, где-то она более грубая, а где-то ее делают гладкой, чтобы изобразить шелк.
Части скульптуры свариваются в единую фигуру. Фото: Александр Прохорцев
Цвет фигуры подвергается искусственному старению. Скульптура не выглядит блестящей, она приобретает более насыщенный темный цвет с тенями и бликами.
В среднем на работу уходит от четырех до шести месяцев. Заплатит заказчик за такую фигуру около двух миллионов рублей.
Ростовские мастера создают не только большие скульптуры, но и маленькие детали. Фото: Александр Прохорцев
Перевозить памятник весом в тонну непросто. Но вот Дмитрий Ростовский и Святой Яков поедут из Ростова в Ярославль. А солдат, который после тяжелого боя присел отдохнуть на камень, — в Дагестан. Ростовские скульпторы мечтают в каждом районе города поставить памятник в честь тех людей, чьи имена носят улицы.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.