Культура,
11.06.2016 13:38
Большая Садовая - это ростовский Невский проспект
Впервые очертания Большой Садовой улицы, тогда ещё не имевшей названия, появились на плане Ростова-на-Дону в 1781 году. На городском генеральном плане 1811 года она уже называется Загородней.
В начале XIX века на нечётной стороне улицы были разбиты садами. И только в районе Никольского переулка (ныне Семашко) были городские бойни, дом престарелых, конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая была загородной улицей — на неё свозился мусор, сливались нечистоты.
Не скоро Большая Садовая завоевала звание центральной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь, а главной улицей — Почтовая (позже Старопочтовая, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так в связи с застройкой её московскими купцами.
«Отцом» Большой Садовой стал городской голова А. М. Байков, принявший управление городом с 1862 году. 1 сентября 1864 года на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари. В 1865 году начал функционировать водопровод. С 1868 года по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. С 1887 года на уже новой центральной улице было открыто движение конки. В 1901 году пущен первый электрический трамвай.
Поначалу Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем начался строительный бум. Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта (ныне Будённовский) до Большого (ныне Ворошиловский). Все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Эта часть улицы и в наши дни — одна из самых красивых частей города, прозванная также «Ростовским Бродвеем».
События революции, гражданской и Второй мировой войны, оказали негативное влияние на облик Ростова в целом и его центральной улицы в частности. Многие красивые и величественные здания были либо уничтожены либо некачественно реконструированы, в результате чего тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, и в музеях, могут показать нам ту утраченную красоту, которую имела улица.
Большая Садовая начинается у Пригородного вокзала за мостом через реку Темерник. На отрезке от Таганрогского (ныне Будённовского) до Большого (Ворошиловского) проспекта Садовая принимала совсем другой вид — зеркально-витринный, где её мостили каменной брущаткой. Здесь первыми появлялись все городские новинки: освещение и городской транспорт, возводились наиболее фешенебельные особняки: четырёх и пятиэтажные. Почти в каждом доме на Большой Садовой были магазины.
Главной улицей, красою города, является Большая Садовая. Это - ростовский Невский проспект… Всюду роскошные магазины, многочисленные конторы, трёх-, четырёх- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное оживлённое движение большого торгового города. Несмолкаемый шум экипажей, звонки трамваев, многочисленные разносчики, газетчики, посыльные и говор многочисленной уличной толпы сразу показывает, что город живёт купечею деловою жизнью. Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
В начале XIX века на нечётной стороне улицы были разбиты садами. И только в районе Никольского переулка (ныне Семашко) были городские бойни, дом престарелых, конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая была загородной улицей — на неё свозился мусор, сливались нечистоты.
Не скоро Большая Садовая завоевала звание центральной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь, а главной улицей — Почтовая (позже Старопочтовая, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так в связи с застройкой её московскими купцами.
«Отцом» Большой Садовой стал городской голова А. М. Байков, принявший управление городом с 1862 году. 1 сентября 1864 года на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари. В 1865 году начал функционировать водопровод. С 1868 года по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. С 1887 года на уже новой центральной улице было открыто движение конки. В 1901 году пущен первый электрический трамвай.
Поначалу Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем начался строительный бум. Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта (ныне Будённовский) до Большого (ныне Ворошиловский). Все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Эта часть улицы и в наши дни — одна из самых красивых частей города, прозванная также «Ростовским Бродвеем».
События революции, гражданской и Второй мировой войны, оказали негативное влияние на облик Ростова в целом и его центральной улицы в частности. Многие красивые и величественные здания были либо уничтожены либо некачественно реконструированы, в результате чего тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, и в музеях, могут показать нам ту утраченную красоту, которую имела улица.
Большая Садовая начинается у Пригородного вокзала за мостом через реку Темерник. На отрезке от Таганрогского (ныне Будённовского) до Большого (Ворошиловского) проспекта Садовая принимала совсем другой вид — зеркально-витринный, где её мостили каменной брущаткой. Здесь первыми появлялись все городские новинки: освещение и городской транспорт, возводились наиболее фешенебельные особняки: четырёх и пятиэтажные. Почти в каждом доме на Большой Садовой были магазины.
Главной улицей, красою города, является Большая Садовая. Это - ростовский Невский проспект… Всюду роскошные магазины, многочисленные конторы, трёх-, четырёх- и даже пятиэтажные дома, и всюду постоянное оживлённое движение большого торгового города. Несмолкаемый шум экипажей, звонки трамваев, многочисленные разносчики, газетчики, посыльные и говор многочисленной уличной толпы сразу показывает, что город живёт купечею деловою жизнью. Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону