Герои из автодорожного техникума
Читайте также:
- Дом страхового агента Журавлева и предание о подарке купца Панина на свадьбу своей дочери (19.11.2017 14:36)
- Бывший дом трудолюбия сегодня стал администрацией университета (11.11.2017 16:10)
- Последняя обитель профессора Ивановского (05.11.2017 10:00)
9 декабря страна отмечала День Героев Отечества. Этот памятный день - сравнительно новый (отмечается с 2007 года), и учрежден был в память о Героях Советского Союза, Героях Российской Федерации, кавалерах орденов Славы и Святого Георгия. Безусловно, о наших героях нужно никогда не забывать, а не вспоминать о них только по праздникам. Но в любом случае, прошедший праздник – это хороший повод рассказать о тех людях, которыми вправе гордиться наш город. Тем более, что через месяц исполнится 95 лет со дня рождения одного из них.
Сегодня речь пойдет о трех Героях Советского Союза, чья судьба была связана с одним зданием на Большой Садовой улице. Это - здание, построенное для автодорожного техникума.
Северо-Кавказский краевой автодорожный техникум был образован на основании постановления Президиума Северо-Кавказского Крайисполкома от 17.09.1930 № 125 «О реорганизации школ повышенного типа в техникумы». Первоначально техникум находился в ведении Центрального управления дорожного транспорта, а затем – Главного управления шоссейных дорог Народного комиссариата внутренних дел СССР. В техникуме осуществлялась подготовка по двум специальностям: «техник по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, мостов и зданий» и «техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобилей, тракторов и дорожно-строительных машин».
До 1932 года техникум располагался в Майкопе, а в 1933 году он был переведен в Ростов-на-Дону. В это время как раз завершилось строительство здания, которое получило адрес: ул. Энгельса, 34. Построено оно было в модном тогда стиле «конструктивизм» и выглядело совсем иначе, нежели в наши дни.
Особый след в истории техникума, как и всей страны, оставила Великая Отечественная война. Уже в феврале – марте 1941 года 240 студентов 3-го и 4-го курсов были откомандированы в районы западной границы на строительство аэродромов, дорог, иных сооружений. А с 23 июня 1941 года началась подготовка специалистов по учебным планам военного времени. Преподаватели и студенты по призыву и добровольно уходили на фронт. «В коллективе техникума остались только женщины, мужчины непризывного возраста и, по приказу Наркома, несколько специалистов, которые впоследствии, с приближением фронта, образовали строительный батальон». Преподаватели и студенты техникума с честью защищали Отчизну, свой родной город; многие были награждены боевыми орденами и медалями. А трое из обучавшихся в нем удостоились высшей государственной награды.
Одним из них был Андрей Гаврилович Сухоруков. Он родился 27 ноября 1918 года в селе Займо-Обрыв (в 20 км к юго-западу от Азова, на берегу Таганрогского залива), в крестьянской семье. В начале 1930-х годов семья переехала в село Весело-Вознесенку, где Андрей окончил неполную среднюю школу. Затем был автодорожный техникум, а после него – Черниговское военно-инженерное училище. В 1940 году А.Г. Сухоруков был призван в Красную Армию. Войну прошел сапером. Был награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Свою самую главную награду – звание Героя Советского Союза – он получил за то, что сумел наладить переправу через Днепр в ходе боев за освобождение Белоруссии.
Стоял июнь 1944 года. Наши войска вышли к Днепру в районе деревни Буйничи, что в Могилевской области. Командир 2-й роты 195-го отдельного саперного батальона капитан А.Г. Сухоруков, несмотря на сильный огонь противника, приказал своим солдатам начать строительство моста. А вечером Андрей Гаврилович с группой бойцов переплыл реку и приступил к сооружению конструкций моста на берегу Днепра, занятом врагами. Утром мост был готов, и по нему устремились наши солдаты и легкие танки. Противник усилил огонь, стремясь разрушить мост, и тогда рота А.Г. Сухорукова, под постоянно усиливавшимся огнем, стала возводить еще один мост – рядом с первым. И через сутки он был готов. После этого захватчики уже не могли сдерживать натиск Красной Армии, и были вынуждены отступить.
В 1945 году Андрей Гаврилович вышел в запас и поселился в Ейске. Работал сначала в ремонтно-строительном управлении, а затем – в городском исполкоме. Умер 5 августа 1970 года.
Другой выпускник автодорожного техникума – Михаил Иванович Быковский – родился 19 апреля 1919 года в селе Маньково-Калитвенском (нынешний Чертковский район Ростовской области), в семье служащих. В рядах Красной Армии – с 1938 года. В том же году поступил и в техникум. Кроме того, М.И. Быковский фигурирует среди выпускников 1-го Орджоникидзевского военного пехотного училища, которое он окончил в 1940 году. Однако эта информация вызывает сомнения, поскольку в те времена заочных отделений в этих учебных заведениях не существовало, а учиться одновременно в Ростове и в Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) было невозможно.
Как бы то ни было, с 26 июня 1941 года М.И. Быковский – на фронте, в пехоте. В июле 1943 года – командир 2-й стрелковой роты 467-го стрелкового полка 81-й стрелковой дивизии 70-й армии Центрального фронта. 14 июля он был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги», а 23 сентября – орденом Красного Знамени. Правда, командование почему-то решило, что эта награда – слишком почетная, и наградило Михаила Ивановича орденом Отечественной войны II степени.
Наступил октябрь 1943 года. К началу месяца 467-й стрелковый полк вышел на левый берег Днепра в районе местечка Любеч (Черниговская область). Под ураганным огнем неприятеля М.И. Быковский – уже командир 3-го стрелкового батальона – организовал переправу своих солдат через реку. Переправившись, красноармейцы выбили гитлеровцев из траншей и укрепились на правом берегу Днепра. 2 и 3 октября бойцы батальона отбили 19 вражеских контратак, нанеся урон в 260 «солдат и офицеров убитыми и ранеными». Комбата М.И. Быковского и замполита И.Ф. Анохина засыпало землей после разрыва снаряда. Их откопали, и они продолжили сражаться и руководить боем. И продержались до переправы главных сил. За это Михаила Ивановича удостоили званием Героя Советского Союза.
Но уже 27 января 1944 года героя не стало. Он пал в бою в районе города Калинковичи (Гомельская область). И с тех пор одна из улиц этого города носит его имя.
Самый молодой из трех героев – выпускников автодорожного техникума – Тимофей Петрович Северов – родился 10 января 1923 года в деревне Кобыльница (Тверская область), в крестьянской семье. В техникум поступил в 1938 году. В его биографии сообщается, что он окончил десять классов школы. Как вы сами понимаете, сделать это к 15 годам возможно только при условии, что ребенок был вундеркиндом, о чем в случае Т.П. Северова никаких свидетельств не имеется. Так что оставим эту деталь «биографии» героя на совести ее авторов.
А вот другая деталь, реальная: на третьем курсе техникума Тимофей Петрович записывается добровольцем в Красную Армию. Было это в декабре 1941 года – уже после первой оккупации Ростова-на-Дону. Очевидно, не смог молодой парень заставить себя продолжать учебу в таких условиях. И уже в июле 1942 года попал под Сталинград. Артиллеристом. Трижды получал он ранения, но всякий раз возвращался в строй. И дошел до Днепра, как и двое других героев нашего рассказа.
Осенью 1943 года гвардии старший лейтенант Т.П. Северов – командир батареи 206-го гвардейского легкого артиллерийского полка 3-й гвардейской артиллерийской бригады 1-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва 60-й армии Воронежского фронта. Этот полк одним из первых переправился через Днепр в районе села Страхолесье Киевской области – примерно в 70 км к югу от того места, где сражался батальон М.И. Буковского. Батарея Т.П. Северова огнем сдерживала наступление гитлеровцев, пытавшихся выбить наши войска с занятого ими плацдарма. 5 октября 1943 года батарея отразила три вражеских контратаки. На следующий день противник ввел в бой дополнительные силы, но красноармейцы не дрогнули. Мало того, Т.П. Северов вывел из-под огня свою батарею, передислоцировал ее, а затем открыл огонь. В результате, «огнем прямой наводки было уничтожено: танков – 3, автомашин с пехотой – 8 и до роты немецких автоматчиков». Попытки фашистов выбить наши войска с плацдарма потерпели неудачу, во многом благодаря действиям батареи Т.П. Северова. А сам он был награжден званием Героя Советского Союза.
Помимо этой награды, Тимофей Петрович получил орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, и несколько медалей. В 1945 году окончил Высшую артиллерийскую школу, через пять лет – Военную артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского, а в 1964 году – Высшие академические курсы. Полковник Т.П. Северов был уволен в запас в 1971 году. После этого жил в Ленинграде (затем – Санкт-Петербурге). Умер 2 марта 2001 года.
Таковы основные вехи жизненных путей трех человек, учившихся в Ростовском автодорожном техникуме и отдавших свои силы защите нашей Родины. В память о них на главном северном фасаде здания техникума установлены мемориальные доски.
А что же сам техникум? 15 февраля 1943 года, на следующий день после окончательного освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских войск, был издан приказ о восстановлении автодорожного техникума. Однако за время оккупации города оборудование было уничтожено, а то имущество, которое удалось перед оккупацией эвакуировать в Сталинград, полностью погибло. Лишь частично сохранилась библиотека, возвращенная из Орджоникидзе. Благодаря самоотверженному труду преподавателей, сотрудников и студентов, техникум стал первым учебным заведением в городе, возобновившим (с 20 марта 1943 года) постоянные занятия.
Здание техникума в годы войны серьезно пострадало от авиабомб и артиллерийских снарядов. Это послужило причиной реконструкции здания, проведенной в послевоенные годы. Завершилась она не ранее 1954 года. Облик главного фасада был кардинально изменен и выполнен в неоклассическом стиле. Тогда это было распространенным явлением, и в Ростове есть здания, подвергшиеся подобным переделкам (главный корпус РИИЖТа (ныне РГУПС); Лендворец; здание, в котором располагался магазин треста «Маслопром», и др.).
В том же году произошло еще одно важное событие. «Приказом Министерства Автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР от 21 июля 1954 г. № 506 Ростовский-на-Дону дорожно-механический техникум переименован в Первый Ростовский-на-Дону автомобильно-дорожный техникум». Потом его еще не раз переименовывали. В 1980-х годах это уже был Ростовский автомобильно-дорожный техникум, а в 1991 году его преобразовали в Ростовский-на-Дону автодорожный колледж. Но суть учебного заведения осталась неизменной. Как неизменна память о тех выдающихся людях, которые учились в его стенах.
Александр Харченко
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону