Политика,
10.04.2018 11:55
«Исчезнувшие» пассажиры маршруток: как в Ростове готовятся ухудшить общественный транспорт
Читайте также:
- Ужасающими впечатлениями от поездки в маршрутке-убийце поделились жители Ростова (30.03.2018 11:17)
- Уснувший водитель маршрутки в Ростове посоветовал пассажирам не паниковать, а сидеть сзади смирно (27.03.2018 22:05)
- Фрагментами рассыпающегося салона завалило пассажиров зомби-маршрутки в Ростове (06.03.2018 07:30)
В Ростове обнаружено "исчезновение" пассажиров общественного транспорта. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует один из недавних отчетов горадминистрации, по которому количество пассажиров маршруток и автобусов "усохло" на треть.
А пока ростовчане в переполненных маршрутках и автобусах удивляются этому факту, специалисты говорят о подготовке к очередному переделу рынка пассажирских перевозок в пользу непрозрачных и неэффективных муниципальных компаний, из которых проще всего уводить деньги.
Удивительные цифры прозвучали на заседании фракции партии Справедливая Россия в Заксобрании Ростовской области.
- По итогам первого квартала 2018-го года число перевезенных пассажиров упало на 34% или на 10 миллионов человек. Это предварительные данные. По области снижение в среднем составило 20%. Это беспрецедентное падение, - рассказала на заседании руководитель Ростовстата Марина Самойлова, которая подчеркнула, что речь не идет о перераспределении транспортных потоков, например, в пользу т.н. городской электрички или такси.
Т.е. куда исчезли люди - непонятно.
- Количество пассажиров городской электрички увеличилось на 12 тысяч человек, число новых автомобилей выросло в пределах 3%, - недоумевает глава Ростовстата.
Начальник отдела по координации работы предприятий авиационного, водного и железнодорожного транспорта Николай Хрумалов считает, что люди перестали пользоваться общественным транспортом, потому что недовольны качеством обслуживания. Как при этом 10 миллионов условных пассажиров передвигались по городу, если они не были обнаружены ни в такси, ни в личном транспорте, ни в городской электричке, чиновник не пояснил, вероятно, полагая, что, обидевшись на разбитые маршрутки и старые автобусы, ростовчане просто сидят дома.
Куда пропали 10 миллионов пассажиров?
К слову, обидеться есть на что: по данным администрации города, износ общественного транспорта по итогам 2017 года приблизился к показателю в 73%, и печальная тенденция налицо: в 2016-ом году было 64%.
Однако внезапное исчезновение 10 миллионов пассажиров в городе-миллионнике все же обратило на себя внимание. О занимательном факте написали многие СМИ, при этом, не задаваясь вопросом, куда же подевались ростовчане и гости города. Ведь население города увеличивается, появляются целые новые микрорайоны, в которых курсируют забитые до отказа маршрутки.
Ищите деньги, господа!
Игроки рынка перевозок считают, что причину "исчезновения" надо искать в карманах пассажиров и в субсидиях, которые ежегодно выделяются перевозчикам на компенсацию разницы между реальными затратами на перевозку пассажиров и той суммой, которая сейчас установлена в качестве оплаты за проезд (24 рубля в автобусах и маршрутных такси, 20 рублей - в случае безналичной оплаты).
По данным Департамента транспорта Ростова-на-Дону, на возмещение затрат на осуществление пассажирских перевозок в 2017 году транспортными предприятиям МУП «Ростовская транспортная компания» и ООО РТК «Русэлтранс» была предоставлена субсидия из бюджета города на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом в размере 175 817,8 тыс. рублей. Причем, сумма эта каждый год только увеличивается - в 2016 году она была на 2,1% ниже.
Проще говоря, транспортники заявляют, что за год совершили энное количество рейсов и перевезли Х пассажиров, потратив на это Y рублей. Путем нехитрых вычислений получается сумма, которая существенно отличается от той, что привыкли ростовчане платить за проезд.
Очевидно, что чем меньше пассажиров обслужат перевозчики за год, тем дороже им обойдется каждый и тем больше денег из бюджета города они попросят на возмещение тех самых "выпадающих доходов".
Между тем специалисты с недоверием относятся к цифрам, которыми оперируют официальные органы статистики, когда речь заходит о пассажиропотоке того или иного города.
- Статистическая величина пассажиропотока в Ростове - показатель априори неизвестный, - говорят аналитики информационно-аналитического портала "Ростов-Транспорт". - Статистика берёт данные от перевозчиков. Поскольку в маршрутках системы безналичной оплаты нет, а проезд стоячих пассажиров в них запрещён правилами, то заявляемые перевозчиками цифры априори должны вписываться в рамки нормативной способности провоза маршруток (исходя из максимум 18 человек в одной машине). При этом любой ростовчанин знаком с реальной наполняемостью маршруток в пиковые часы. Уже только поэтому любая статистика, собираемая через компании-перевозчики, ничтожна.
После введения дифференцированной системы оплаты проезда в ростовских автобусах и маршрутках (24 рубля - наличный расчет, 20 рублей - безналичный), "Ростов-Транспорт" провел свои исследования и выяснил, что для части пассажиров эти четыре рубля стали поводом вернуться в автобусы. Но "погоды" эти 12%-15% "автобусникам" не сделали, ростовчане по-прежнему предпочитают ездить в маршрутках.
- Работа транспорта большой вместимости на многих маршрутах планомерно ухудшается, единственным способом проезда для всё большего числа ростовчан становится маршрутка. Поэтому в заявленных цифрах нет ничего особо удивительного: пассажиры переходят из автобусов в маршрутки и пропадают из поля зрения статистики, - говорят аналитики "Ростов-Транспорт".
Быть или не быть
Претензии к ростовским маршруткам звучат давно, читатели "Блокнота" регулярно присылают в редакцию фотографии разрушающихся микроавтобусов, которые ежедневно перевозят тысячи пассажиров, подвергая их смертельной опасности. Полностью убрать с городских улиц маршрутки и пересадить ростовчан в комфортабельные большие автобусы власти города обещают с 2014 года - с того самого времени, как бывший ростовский сити-менеджер Сергей Горбань устроил небольшую революцию на ростовском рынке пассажирских перевозок, наполненном неучтенной наличностью. В результате активной деятельности муниципалитета наиболее доходные маршруты либо остались за муниципальными предприятиями (МУП МТК«Ростовпассажиртранс»), либо перекочевали к внезапо появившимся новичкам (ООО «Автоколонна-1559»).
Сергей Горбань обещал ростовчанам к 2017-му году показать совершенно иной общественный транспорт, но не получилось: сити-менеджер без объяснений после двух лет работы ушел в отпуск и больше в Ростов не вернулся.
Но дело его живет: 2 апреля в эфире одной из телепрограмм губернатор Василий Голубев вновь заявил о необходимости избавиться от маршруток.
- К маршруткам громадное количество претензий. Качество обслуживания сегодня нельзя признать нормальным, иногда оно просто безобразное, - сказал губернатор. - У города Ростова есть отдельные планы и программы, согласно которым такого рода транспорт должен, по сути дела, быть ликвидирован и убран с дорог города, а затем области. Для этого нужно будет продолжать приобретать новую технику, максимально ужесточить требования к транспортникам, которые не обеспечивают должного качества.
Стоит напомнить, что на словах ростовские чиновники требуют от транспортников повышения качества обслуживания пассажиров уже не первый год. Введение системы безналичной оплаты проезда затянулось на 10 лет; Сергей Горбань заявлял, что к 2017-ому году на маршрутах в жарком Ростове не останется автобусов без кондиционеров, не говоря уже о 20-летних развалюхах на колесах. Власти грозились "декриминализировать" сферу перевозок и убрать с остановок т.н. "свистков", превратив их в диспетчеров. Но всё это продолжается: "свистки" по-прежнему "сшибают" с водителей деньги, по дорогам курсируют ветхие, душные автобусы, которые по 10 минут могут стоять на остановках, набивая салон пассажирами и делая поездку в спальный район города легкой формой пытки. И если до сих пор у горожан была хоть какая-то альтернатива - в виде опасных, но быстрых маршруток, то теперь этому виду перевозок в Ростове объявлена война.
На заседании лидер фракции Справедливая Россия Сергей Косинов заявил, что маршрутки начнут убирать с маршрутов в августе - сразу после окончания ЧМ-2018. В Департаменте транспорта Ростова эту информацию не подтверждают и не опровергают, напоминая, что городом утвержден план регулярных перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом на 2017-2022 годы, где предусмотрено с 2018 года постепенное сокращение числа автобусов малой вместимости и увеличение числа автобусов большой и средней вместимости.
Маршрутки или автобусы?
Большие и средние автобусы, действительно, выглядят как достойная замена надоевшим маршруткам. Но станут ли они достойной заменой маршруткам - вот вопрос.
- Для того, чтобы автобусы быстро ходили по маршруту, не стояли на остановках и не напоминали бочку с селедками, необходимо качественное изменение работы авто-траспортных предприятий, - считает один из руководителей авто-траснпортного предприятия, который согласился обсудить эту тему с "Блокнотом" на условиях анонимности. - Мало купить большой автобус: туда надо еще посадить водителя, который будет работать за хорошую зарплату, а не зависеть от выручки. А сейчас часть автобусов не выходит на маршруты, потому что водителей нет. Т.е. - вы понимаете? - количество автобусов в качество не превратится.
На этом фоне "исчезновение" 10 млн пассажиров" эксперт считает лишь подтверждением своих худших опасений.
- Эти данные Ростовстата помогут перевозчикам обосновать свои возросшие затраты на перевозку и получить из бюджета больше денег в виде субсидирования. А все МУПы у нас, как известно, планово убыточные, т.е. могут бесконечно получать деньги из бюджета, тратить их и не заботиться об эффективности и проблемах конкуренции. Важно понять: если бы власти действительно заботились о комфорте пассажиров, был бы принят закон, который запрещает перевозчикам использовать в городе автобусы старше какого-то определенного возраста. Тогда была бы здоровая конкуренция, в которой выживали лишь те, кто может эффективно распоряжаться деньгами, полученными от пассажиров: платит водителям нормальную зарплату, вовремя обновляет парк автомобилей и пр. Тогда бы ростовчане ездили с комфортом. Но у чиновников не стоит такой задачи, пассажиры - это прежде всего держатели наличности, и очень важно направить эту наличность в нужное русло. Забитые "под завязку" маршрутки подтверждают - ростовчанам не принципиальны эти 4 рубля, они звенят мелочью и хотят ехать. Лишив этот рынок здоровой конкуренции с частными перевозчиками (или сохранив для видимости ее признаки с участием пары-тройки "правильных" частных компаний, потому что "неправильны" просто не получат никаких субсидий под различными предлогами, а без субсидий они убыточны), чиновники вплотную подбираются к полному контролю над потоками наличности в регионе. Благо, действующий сити-менеджер - бывший министр транспорта, и знает, как эта система работает и где на ней можно поживиться.
В 2017 году в целях возмещения затрат на осуществление пассажирских перевозок, предоставлена субсидия из бюджета города на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, транспортными предприятиям МУП «Ростовская транспортная компания» и ООО РТК «Русэлтранс» в размере 175 817,8 тыс. рублей, тогда как за аналогичный период 2016 года сумма по возмещению расходов составила 172 091,7 тыс. руб., что на 2,1% меньше показателя 2017 года.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
А пока ростовчане в переполненных маршрутках и автобусах удивляются этому факту, специалисты говорят о подготовке к очередному переделу рынка пассажирских перевозок в пользу непрозрачных и неэффективных муниципальных компаний, из которых проще всего уводить деньги.
Удивительные цифры прозвучали на заседании фракции партии Справедливая Россия в Заксобрании Ростовской области.
- По итогам первого квартала 2018-го года число перевезенных пассажиров упало на 34% или на 10 миллионов человек. Это предварительные данные. По области снижение в среднем составило 20%. Это беспрецедентное падение, - рассказала на заседании руководитель Ростовстата Марина Самойлова, которая подчеркнула, что речь не идет о перераспределении транспортных потоков, например, в пользу т.н. городской электрички или такси.
Т.е. куда исчезли люди - непонятно.
- Количество пассажиров городской электрички увеличилось на 12 тысяч человек, число новых автомобилей выросло в пределах 3%, - недоумевает глава Ростовстата.
Начальник отдела по координации работы предприятий авиационного, водного и железнодорожного транспорта Николай Хрумалов считает, что люди перестали пользоваться общественным транспортом, потому что недовольны качеством обслуживания. Как при этом 10 миллионов условных пассажиров передвигались по городу, если они не были обнаружены ни в такси, ни в личном транспорте, ни в городской электричке, чиновник не пояснил, вероятно, полагая, что, обидевшись на разбитые маршрутки и старые автобусы, ростовчане просто сидят дома.
Куда пропали 10 миллионов пассажиров?
К слову, обидеться есть на что: по данным администрации города, износ общественного транспорта по итогам 2017 года приблизился к показателю в 73%, и печальная тенденция налицо: в 2016-ом году было 64%.
Однако внезапное исчезновение 10 миллионов пассажиров в городе-миллионнике все же обратило на себя внимание. О занимательном факте написали многие СМИ, при этом, не задаваясь вопросом, куда же подевались ростовчане и гости города. Ведь население города увеличивается, появляются целые новые микрорайоны, в которых курсируют забитые до отказа маршрутки.
Ищите деньги, господа!
Игроки рынка перевозок считают, что причину "исчезновения" надо искать в карманах пассажиров и в субсидиях, которые ежегодно выделяются перевозчикам на компенсацию разницы между реальными затратами на перевозку пассажиров и той суммой, которая сейчас установлена в качестве оплаты за проезд (24 рубля в автобусах и маршрутных такси, 20 рублей - в случае безналичной оплаты).
По данным Департамента транспорта Ростова-на-Дону, на возмещение затрат на осуществление пассажирских перевозок в 2017 году транспортными предприятиям МУП «Ростовская транспортная компания» и ООО РТК «Русэлтранс» была предоставлена субсидия из бюджета города на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом в размере 175 817,8 тыс. рублей. Причем, сумма эта каждый год только увеличивается - в 2016 году она была на 2,1% ниже.
Проще говоря, транспортники заявляют, что за год совершили энное количество рейсов и перевезли Х пассажиров, потратив на это Y рублей. Путем нехитрых вычислений получается сумма, которая существенно отличается от той, что привыкли ростовчане платить за проезд.
Очевидно, что чем меньше пассажиров обслужат перевозчики за год, тем дороже им обойдется каждый и тем больше денег из бюджета города они попросят на возмещение тех самых "выпадающих доходов".
Между тем специалисты с недоверием относятся к цифрам, которыми оперируют официальные органы статистики, когда речь заходит о пассажиропотоке того или иного города.
- Статистическая величина пассажиропотока в Ростове - показатель априори неизвестный, - говорят аналитики информационно-аналитического портала "Ростов-Транспорт". - Статистика берёт данные от перевозчиков. Поскольку в маршрутках системы безналичной оплаты нет, а проезд стоячих пассажиров в них запрещён правилами, то заявляемые перевозчиками цифры априори должны вписываться в рамки нормативной способности провоза маршруток (исходя из максимум 18 человек в одной машине). При этом любой ростовчанин знаком с реальной наполняемостью маршруток в пиковые часы. Уже только поэтому любая статистика, собираемая через компании-перевозчики, ничтожна.
После введения дифференцированной системы оплаты проезда в ростовских автобусах и маршрутках (24 рубля - наличный расчет, 20 рублей - безналичный), "Ростов-Транспорт" провел свои исследования и выяснил, что для части пассажиров эти четыре рубля стали поводом вернуться в автобусы. Но "погоды" эти 12%-15% "автобусникам" не сделали, ростовчане по-прежнему предпочитают ездить в маршрутках.
- Работа транспорта большой вместимости на многих маршрутах планомерно ухудшается, единственным способом проезда для всё большего числа ростовчан становится маршрутка. Поэтому в заявленных цифрах нет ничего особо удивительного: пассажиры переходят из автобусов в маршрутки и пропадают из поля зрения статистики, - говорят аналитики "Ростов-Транспорт".
Быть или не быть
Претензии к ростовским маршруткам звучат давно, читатели "Блокнота" регулярно присылают в редакцию фотографии разрушающихся микроавтобусов, которые ежедневно перевозят тысячи пассажиров, подвергая их смертельной опасности. Полностью убрать с городских улиц маршрутки и пересадить ростовчан в комфортабельные большие автобусы власти города обещают с 2014 года - с того самого времени, как бывший ростовский сити-менеджер Сергей Горбань устроил небольшую революцию на ростовском рынке пассажирских перевозок, наполненном неучтенной наличностью. В результате активной деятельности муниципалитета наиболее доходные маршруты либо остались за муниципальными предприятиями (МУП МТК«Ростовпассажиртранс»), либо перекочевали к внезапо появившимся новичкам (ООО «Автоколонна-1559»).
Сергей Горбань обещал ростовчанам к 2017-му году показать совершенно иной общественный транспорт, но не получилось: сити-менеджер без объяснений после двух лет работы ушел в отпуск и больше в Ростов не вернулся.
Но дело его живет: 2 апреля в эфире одной из телепрограмм губернатор Василий Голубев вновь заявил о необходимости избавиться от маршруток.
- К маршруткам громадное количество претензий. Качество обслуживания сегодня нельзя признать нормальным, иногда оно просто безобразное, - сказал губернатор. - У города Ростова есть отдельные планы и программы, согласно которым такого рода транспорт должен, по сути дела, быть ликвидирован и убран с дорог города, а затем области. Для этого нужно будет продолжать приобретать новую технику, максимально ужесточить требования к транспортникам, которые не обеспечивают должного качества.
Стоит напомнить, что на словах ростовские чиновники требуют от транспортников повышения качества обслуживания пассажиров уже не первый год. Введение системы безналичной оплаты проезда затянулось на 10 лет; Сергей Горбань заявлял, что к 2017-ому году на маршрутах в жарком Ростове не останется автобусов без кондиционеров, не говоря уже о 20-летних развалюхах на колесах. Власти грозились "декриминализировать" сферу перевозок и убрать с остановок т.н. "свистков", превратив их в диспетчеров. Но всё это продолжается: "свистки" по-прежнему "сшибают" с водителей деньги, по дорогам курсируют ветхие, душные автобусы, которые по 10 минут могут стоять на остановках, набивая салон пассажирами и делая поездку в спальный район города легкой формой пытки. И если до сих пор у горожан была хоть какая-то альтернатива - в виде опасных, но быстрых маршруток, то теперь этому виду перевозок в Ростове объявлена война.
На заседании лидер фракции Справедливая Россия Сергей Косинов заявил, что маршрутки начнут убирать с маршрутов в августе - сразу после окончания ЧМ-2018. В Департаменте транспорта Ростова эту информацию не подтверждают и не опровергают, напоминая, что городом утвержден план регулярных перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом на 2017-2022 годы, где предусмотрено с 2018 года постепенное сокращение числа автобусов малой вместимости и увеличение числа автобусов большой и средней вместимости.
Маршрутки или автобусы?
Большие и средние автобусы, действительно, выглядят как достойная замена надоевшим маршруткам. Но станут ли они достойной заменой маршруткам - вот вопрос.
- Для того, чтобы автобусы быстро ходили по маршруту, не стояли на остановках и не напоминали бочку с селедками, необходимо качественное изменение работы авто-траспортных предприятий, - считает один из руководителей авто-траснпортного предприятия, который согласился обсудить эту тему с "Блокнотом" на условиях анонимности. - Мало купить большой автобус: туда надо еще посадить водителя, который будет работать за хорошую зарплату, а не зависеть от выручки. А сейчас часть автобусов не выходит на маршруты, потому что водителей нет. Т.е. - вы понимаете? - количество автобусов в качество не превратится.
На этом фоне "исчезновение" 10 млн пассажиров" эксперт считает лишь подтверждением своих худших опасений.
- Эти данные Ростовстата помогут перевозчикам обосновать свои возросшие затраты на перевозку и получить из бюджета больше денег в виде субсидирования. А все МУПы у нас, как известно, планово убыточные, т.е. могут бесконечно получать деньги из бюджета, тратить их и не заботиться об эффективности и проблемах конкуренции. Важно понять: если бы власти действительно заботились о комфорте пассажиров, был бы принят закон, который запрещает перевозчикам использовать в городе автобусы старше какого-то определенного возраста. Тогда была бы здоровая конкуренция, в которой выживали лишь те, кто может эффективно распоряжаться деньгами, полученными от пассажиров: платит водителям нормальную зарплату, вовремя обновляет парк автомобилей и пр. Тогда бы ростовчане ездили с комфортом. Но у чиновников не стоит такой задачи, пассажиры - это прежде всего держатели наличности, и очень важно направить эту наличность в нужное русло. Забитые "под завязку" маршрутки подтверждают - ростовчанам не принципиальны эти 4 рубля, они звенят мелочью и хотят ехать. Лишив этот рынок здоровой конкуренции с частными перевозчиками (или сохранив для видимости ее признаки с участием пары-тройки "правильных" частных компаний, потому что "неправильны" просто не получат никаких субсидий под различными предлогами, а без субсидий они убыточны), чиновники вплотную подбираются к полному контролю над потоками наличности в регионе. Благо, действующий сити-менеджер - бывший министр транспорта, и знает, как эта система работает и где на ней можно поживиться.
В 2017 году в целях возмещения затрат на осуществление пассажирских перевозок, предоставлена субсидия из бюджета города на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, транспортными предприятиям МУП «Ростовская транспортная компания» и ООО РТК «Русэлтранс» в размере 175 817,8 тыс. рублей, тогда как за аналогичный период 2016 года сумма по возмещению расходов составила 172 091,7 тыс. руб., что на 2,1% меньше показателя 2017 года.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону