Календарь: 75 лет мосту на Стачки, который связывает Западный и центр Ростова
75 лет мосту на Стачках, который связывает Западный и центр Ростова. Архивное фото, 1987 год
Читайте также:
- Пожарные спасли двух женщин из пылающего здания в центре Ростова (07.11.2023 16:22)
- Нападающему «Ростова» Голенкову наложили швы после матча с «Оренбургом» (07.11.2023 13:00)
- В Ростове 11 ноября пройдет градозащитный фестиваль «Несносный город» (07.11.2023 20:00)
- В Морозовске за поджог военкомата задержали 50-летнего мужчину (07.11.2023 09:15)
- Жительница Ростова по просьбе своей дочери с аутизмом создала хоккейную секцию (07.11.2023 09:00)
Ровно 75 лет назад был торжественно открыт своеобразный путепровод между Западным микрорайоном и центром Ростова-на-Дону. Инженерное сооружение стало доступным для пешеходов, автомобилей и даже трамваев.
История моста на проспекте Стачки начинается еще в 1930-х годах. Тогда растущий город нуждался в удобной дороге, которая вела бы в западную часть Ростова. Также жители станицы Гниловской в центр города могли попасть только по Портовой улице, которая начиналась крутым криволинейным подъёмом от железнодорожного переезда и как следствие ежедневная опасность перехода железнодорожных путей, простой автомашин и гужевого транспорта. Поэтому и первое его название —Гниловской мост. Все свидетельствовало о том, что мост был очень нужен Ростову и жителям.
Только приступили к его строительству в 1934 году. В газете «Молот» за тот год даже имеется заметка о том, что «по постановлению народного комиссара путей сообщения т. Андреева в Ростове начато строительство Гниловского путепровода. Путепровод начнётся с восточного конца Московской улицы и пройдёт над Темерницким проездом, рекою Темерник, и над железнодорожными путями и выйдет к дороге по Камышевахской балке». Но дальше строительство не пошло.
Строительство моста на Стачках. Фото: https://dspl.ru
Работы по проектированию выполняла организация «Союзтранспроект». Стоимость строительства была определена в 3 миллиона рублей. По проекту над железной дорогой должна была пройти широкая благоустроенная автомобильная дорога, а также планировались чугунные столбы для трамвайных путей и художественные скульптуры, фонари, береговые устои облицованные камнем. Сдать мост планировалось к 7 ноября 1937 года.
Однако работа шла очень медленно. И в 1938 году начался новый виток в строительстве Гниловского моста. Также было известно, что было выделено уже 3,7 миллионов рублей. Ширина путепровода — 22,5 метра, это позволило осуществлять двустороннее движение трамваев, автобусов и пешеходов.
Пролеты и опоры моста на Стачках. Архивное фото
К осени 1940 года была завершена установка опор — их всего 11. Одновременно с этим шло сооружение пролетов «подмостей», бетонирование, устанавливалось арматурное железо. Одновременно с этими работами шла очистка подъездных путей к путепроводу. Было переселено 45 семей, которые проживали на Московской, Станиславского и на Нижней-Гниловском спуске.
Окончание строительства путепровода и ввод его в эксплуатацию был назначен на 1 января 1942 года. Но началась Великая Отечественная война и строительство прекратилось. На фотографиях времён войны можно увидеть разрушенный недостроенный мост.
Город стремительно рос. К 1945 стало очевидно, что станица Гниловская станет частью Ростова. Мост все еще был не достроен.
Мост был построен в кратчайшие сроки, и здесь была большая заслуга рядовых ростовчан. Тысячи жителей города принимали участие в субботниках, воскресниках. Известно, что 6 ноября на торжественном собрании коллектива мостопоезда № 407 350 человек были отмечены грамотами за участие в строительстве путепровода.
7 ноября 1948 года состоялось торжественное открытие Темерницкого путепровода.
Григорий Мелихов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону