Ростов-на-Дону Понедельник, 25 ноября
Общество, 24.09.2022 07:30

Портреты ростовской художницы Натали Устименко покорили Анну Седокову, Ольгу Бузову и других знаменитостей

Картины с золотом и серебром, большие форматы, вдохновения в людях и ни дня без творчества — все это донская художница Натали Устименко. 

Работы Натали Устименко известны не только в Ростове и области, но и далеко за их пределами. Художница пишет портреты знаменитых артистов, музыкантов, комиков. Произведения девушки уже «живут» в доме рэпера Басты, Ольги Бузовой, Николая Соболева и многих других звезд, которым уже вручила подарок ростовчанка.

Натали подарила портрет в своем стиле Диме Билану. Фото: соцсети Натали Устименко

Натали подарила портрет в своем стиле Диме Билану. Фото: соцсети Натали Устименко

Запах шишек и еловых лап разлетается по мастерской. Натали покрывает свою картину лаком, который пахнет как сосновый бор. Это последний этап перед завершением работы. 

Процесс довольно гипнотизирующий. Художник методично покрывает лаком участок за участком, не оставляя пробелов. Картина здесь же преображается: становится ярче и глубже. 

Героиня холста словно оживает за несколько мгновений. 

Эта картина новая, навеянная последними событиями, она будет сюрпризом для гостей на персональной выставке художницы. 

Картина преображается на глазах. Фото: Дарья Кельян

Картина преображается на глазах. Фото: Дарья Кельян

— Когда начался ваш творческий путь? Помните ли первый рисунок?

— Можно сказать, что мой творческий путь запустился в 9 лет, когда я пошла в художественную школу. Но все началось раньше — в три года я у мамы взяла любимую помаду из косметички. Она была розовая, перламутровая, очень модная, и была у мамы самой любимой, она мне тоже нравилась естественно. Я пошла и этой помадой по всем стенам, по всем шкафам запустила свой творческий путь, — смеется Натали, — очень люблю эту историю. 

Но осознанно можно вспомнить одно лето. В доме сделали ремонт, мне не разрешали портить стены, обычно я развешивала свои детские «похождения». Бабушка дала разрешение портить стены у нее в комнате. У меня не было профессиональных больших листов, а так хотелось взять большой формат и все исписать. Я склеивала листы А4, делала ватманы и рисовала мультипликационных героев. Перед глазами до сих пор стоит изображения птички Твити из мультика «Сильвестр и Твити: Загадочные истории». И эта птичка один в один просто! 

Важно покрыть лаком каждый участок картины. Фото: Дарья Кельян

Важно покрыть лаком каждый участок картины. Фото: Дарья Кельян

В этот момент подходит ко мне мама, смотрит на стены, на огромную Твити, которая почти готова и говорит: «Слушай, а ты не думала пойти в школу искусств?». Я ответила что-то в духе: «Я пока не уверена, что хочу этим заниматься. Можем попробовать!».

Так девятилетняя Натали попала в школу искусств, которая находилась в местном доме культуры в селе Петрушино в Неклиновском районе.

— Я отучилась там три года. Однако в один момент я сказала: «Вы знаете, у вас скучно! Выставки – это хорошо. Но никакого творчества, никакого самовыражения!». Был найден компромисс между мной, творчеством и администрацией школы. Я буду делать часть работ по заданиям, а другую более креативную для себя. Это мне очень помогло окончить школу искусств.

— Поддерживали ли в семье ваш творческий потенциал?

— Моя мама меня и понимала, и поддерживала. Она занималась фортепиано. Но нигде в Неклиновском районе, в Таганроге профессиональных учреждений не было, были подобные только в Ростове. Тогда ее родители побоялись и не захотели отпускать дочь в большой город. 

Атмосфера творчества. Фото: Дарья Кельян

Атмосфера творчества. Фото: Дарья Кельян

Получается, моя мама так и не исполнила свою мечту. Хотя она как только видит музыкальный инструмент сразу же стремится сыграть на нем какую-нибудь серенаду. Я понимаю, что это несбывшаяся мечта, что она до сих пор не закрыла какой-то свой пробельчик, – со вздохом сожаления комментирует историю семьи Натали. 

Когда моя мама увидела, как ее ребенок увлеченно занимается творчеством, что поняла, что не может со мной поступить так же, как поступили с ней. Моему папе было тяжело отпускать меня в другой город, без присмотра, но мне было лет 17-18. В любом случае — это тяжко отпускать своего ребенка в неизвестность. Мама привела хорошие аргументы и убедила отца.

Так я смогла реализоваться творчески.

Двигаться дальше и расширить свою мастерскую еще. Фото: Дарья Кельян

Двигаться дальше и расширить свою мастерскую еще. Фото: Дарья Кельян

Никого, кто бы верил в стереотип «Художник должен быть голодным», не осталось. Я разорвала это мнение в клочья. Все возможно, если сильно захотеть. 

У художницы был непростой путь выбора профессии. Ей нравились предметы химия и биология, и она выбирала их для сдачи экзаменов. Однако Натали со временем поняла, что это не ее. 

Мама Натали как-то ей сказала: «А давай ты станешь дизайнером интерьеров? Сейчас очень популярно.» 

Пространство для творчества Натали. Фото: Дарья Кельян

Пространство для творчества Натали. Фото: Дарья Кельян

— Все тогда смотрели «Школу ремонта», вроде будет интересно. Потому что мне самой до конца не было понятно, чего хочу я. 

При поступлении понимаю, что мне на выбранное направление не хватает двух баллов за ЕГЭ по литературе, хотя вступительные творческие я успешно сдала. Решаю перевестись внутри института на другую специальность.

Так я получила профессию педагог по декоративно-прикладному искусству. 

Далее началось свободное, творческое плавание Натали. 

— Когда пришли к тому, что нужно пространство для творчества? 

— Я мечтала о своей мастерской всю жизнь. И теперь она у меня есть уже как полтора года. 

Начнем с того, что это место для творчества. Обычно все краски, кисти, холсты занимают много пространства, в квартире – держать все неудобно. Нет свободного места на стенах, хочется все картины развесить и не в галерейной последовательности, а в хаотичной. К тому же масло очень долго сохнет, две недели, вдруг кто-то смажет какой-то фрагмент. 

Когда работаешь, то вся квартира кишит красками, холстами, просто развернуться негде.

Когда картины начинают вытеснять тебя из квартиры, пора уходить в мастерскую. Фото: Дарья Кельян

Когда картины начинают вытеснять тебя из квартиры, пора уходить в мастерскую. Фото: Дарья Кельян

— Пришлось выселить картины? – шуткой уточняет журналист.

— Да, именно! Хотелось свое собственное пространство, где мне никто не будет говорить: «Пожалуйста, аккуратней!» или «Здесь должно быть чисто!». Здесь я делаю, что хочу. Любые рамки ограничивают, а мне как творцу важно суметь расслабиться и открывать что-то новое. 

Когда уже начало все стеснять, стало понятно без вопросов, что нужна мастерская. Также добавились занятия, репетиторство, а проводить их на кухне — не очень удобное дело в квартире.  

— Есть ли у вас какие-нибудь ритуалы, которым вы следуете, прежде чем начать творить? 

— Я люблю приходить в мастерскую пораньше. Погулять по набережной, почитать книгу. Затем пью кофе, распеваюсь и приступаю к работе. Иногда можно следовать определенным задачам на день, но лучше просто творить грамотно, чтобы времени и сил хватало на все. 

— Как вы нашли свой стиль? Есть ли лично ваши этапы совершенствования?

— Я очень хотела сделать что-то для себя. Причем так, чтобы от меня не ждали чего-то определенного другие и выйти из штампованности и шаблонности. Когда я морально себе разрешила творить так, как хочу я, я открыла свое творчество с другой стороны.

Когда я морально себе разрешила творить так, как хочу я, я открыла свое творчество с другой стороны. Фото: Дарья Кельян

Когда я морально себе разрешила творить, я открыла свое творчество с другой стороны. Фото: соцсети Натали

Когда я вешаю рядком свои картины, мне кажется, это все писали разные люди. Настолько отличаются цвета, фактура. На выставке прямо можно разглядеть, когда мое творчество зарождалось, и сегодняшний момент, когда я уже подвыросла. 

Довольно ощутимо это заметно. Но все картины выполнены в одной стилистике, с одними и теми же элементами, но почерк и подача стали другими. 

По стилю написания работ я себя очень долго не могла найти. Я себя, наверное, и не искала, честно говоря. То что мне нравилось, я пробовала. О, новые краски! О, новая техника! Все пробовала и пробовала. Я уже начала работать и продавать картины, что-то писать на заказ. И вот все, абсолютно все было настолько в разнообразных стилях. Потому что разные заказчики хотели разного естественно. 

Но в один момент я так загналась, и я поняла, что я целиком выгорела.

Это был 2018 год. И я сказала: «Все, не работаю пока». Вот этот период дал мне столько времени на собственное творчество. Такой свободы у меня не было никогда. 

Фото: Дарья Кельян

Фото: Дарья Кельян

Я сейчас поэкспериментирую и сделаю. Тогда я придумала, что можно видеться с артистами, вручать им портреты.

Сперва художница презентовала портреты, созданные другими материалами: сочетание пастели и акварели. Но это выглядело не достаточно эстетично, хотя уровень мастерства у Натали был уже высоким.

— Должен был приехать Тимати. Я очень хотела подарить ему что-то интересное. В этот момент мне в руки попадает поталь — это имитация сусального золота. И здесь я понимаю, как это прикольно и круто смотрится в сочетании с масляной живописью. Тогда я с Тимати не увиделась, артист не захотел никого принимать. Но суть в том, что я поняла, что меня притягивает в плане визуала. 

Следующим, кого Натали Устименко собралась покорять, стал артист Matrang.  

— Написала я два портрета. Один для себя и автографа, другой для Алана Хадзарагова.

Он сразу как увидел — сказал: «Обалдеть, а можно мне два забрать?».

Так и зародился мой стиль. Фото: соцсети Натали Устименко

Фото: соцсети Натали Устименко

Я поняла, что людям очень нравится, что я создала: темно-серый фон, золото поверх него и маслом прописанное лицо или тело. Так и зародился мой стиль. 

Потом я уже для себя создала невероятную девушку в этой же стилистике. Добавила на холст тропические растения, и это стало просто снос башки! 

Это и был старт для моей выставки. Это большая серия картин, девушек в золоте в тропических растениях с различным символизмом внутри.

— Сталкивались ли с плагиатом и что делать в таком случае?

— Честно, да. Но я никогда в целом не плагиатила, а вот меня – да. Я довольно популярный блогер в Tik-Tok. Естественно, я делюсь своим творчеством, какими-то процессами. И вдруг в какой-то момент мне попадается видео, где художник делает фон, как у меня, пишет тоже портрет и вручает одному известному блогеру. И здесь у меня закрадывается подозрение, потому что я вижу, что это целиком слизанная моя техника.

Но единственное, что мне дало расслабиться: это качество работы. Оно было жалким подобием. Поэтому кто бы не старался что-то копировать, ничего не выйдет. 

Натали также дала замечательный совет для творцов: 

«Хочу, чтобы каждый художник не боялся искать себя в своей стилистике, экспериментировать, пробовать и не слизывать». 

Чтобы каждый художник не боялся искать себя в своей стилистике. Фото: соцсети Натали Устименко

Нужно работать с общественностью, нужно делиться.

— Что самое сложное в старте своего продвижения?

— Необходимо слушать себя и двигаться. Художники, которые работают в стол, им надо осознавать, что вряд ли кто-нибудь когда-нибудь покапается у них в работах, и их признают всемирно известными или супер-дорогими мастерами. 

Нужно работать с общественностью, нужно делиться. У тебя должна идти прямая ассоциация с тем, что ты художник. А чтобы она появилась, тебе нужно себя так позиционировать и показывать. 

Жизнь одна, решать тебе. Делай и все, главное — не бояться.

— Почему именно «Эстетика» называется серия твоих картин?

— В художественном направлении картины могут делиться на две категории. Одни заходят думающему зрителю, ему менее интересен визуал и форма. Другим же привычно смотреть сперва на форму – на эстетику. А у меня есть и то, и другое. 

Я могу заинтересовать и ту, и ту аудиторию. Для людей, кто привык копаться в мыслях, в деталях и кому приятно изучать визуальный ряд. Поэтому и «Эстетика». 

— Как долго вы к этому шли?

—- Я мечтаю о персональной выставке с 2013 года. И если продолжать откладывать и гнаться за количеством картин, то так можно откладывать все до бесконечности. Я пережила эту серию, у меня уже есть силы и идеи для новой. Я тянуть уже не могу. 

Я хочу сделать классно и круто! Да и полотна у меня не маленькие. Каждый сможет застрять у каждой картины на полчаса. 

Брать не количеством, а качеством. 

Художница готовится к персональной выставке. Фото: соцсети Натали

Художница готовится к персональной выставке. Фото: соцсети Натали 

Интересно, что Натали Устименко пробовала свои силы и в росписи на одежде. Так весной 2022 года вышла совместная капсула художницы и шоурума.

— Это делается для удовольствия, для моего желания. Обязательно потом это реализую еще раз.

С кем бы из художников вы бы хотели встретиться из прошлого и настоящего? 

— Зависит от того, что я хочу от этой встречи. Если речь пойдет про позиционирование себя, как себя подавать-продавать, то это Покрас Лампас – сейчас, а из прошлого это Энди Уорхол и Сальвадор Дали. 

Если мы говорим про технику, я бы очень хотела поговорить с Омаром Ортисом — это мексиканский художник живущий сейчас. Когда я начала активно изучать портрет, я прекрасно понимала, что чего-то не хватает. Я наткнулась на видеоролики от Омара Ортиса, просто процесс написания картин. И пока писала свою работу, я смотрела еще параллельно его. Так штришок, так штришок, я повторяла, как он держит кисть, как он играет с краской. Благодаря этому я хорошо прокачала свою детализацию и работу в целом.

Фото: соцсети Натали Устименко

Фото: соцсети Натали Устименко

Пожелание самой себе на будущее

— Двигаться дальше и расширить свою мастерскую еще. Но главное — никогда не опускать руки. Все не напрасно, несмотря на риски, идти дальше. 

Ростовский живописец активно готовилась к своей выставке «Люблю людей» в галерее «Андеграунд».

Сейчас Натали Устименко задумывается о новой серии картин для следующего персонального вернисажа.

Дарья Кельян

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Лица городаРостовхудожникНатали Устименко
3
3