Ростов-на-Дону Понедельник, 25 ноября
Общество, 16.02.2023 07:30

Правда и ложь о Западной хорде Ростова-на-Дону

В начале февраля дорожники приступили к строительству «Западной хорды» — завершающего участка Ростовского транспортного кольца. Новая автомобильная дорога, задуманная как логистический каркас Ростовской агломерации, объединит 12 участков федеральных, региональных и местных трасс общей протяженностью 110 км. Она позволит оптимизировать транспортные потоки Юга России и напрямую свяжет регион с Донбассом. Однако, если поискать в Сети информацию о Западной хорде, то на первой же странице появятся материалы о том, что «народ бунтует» против ее строительство. Правда, «народом» оказывается один Юрий Дягтярев и возглавляемое им ТОС-10. Но «страшилок» о Западной хорде он рассказал в СМИ немало. Редакция «Блокнота» решила разобраться: грозит ли, действительно, городу или его жителям опасность от нового объекта?

Стратегическое значение

Западная хорда — 12-километровый западный обход Ростова — станет дублером улицы Малиновского и частью будущей кольцевой автодороги, по которой транзитные машины должны будут огибать город. Проект — одна из главных донских строек на ближайшие годы. Не случайно о начале работ на сайте правительства сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

«Строители начали возводить новую автомобильную эстакаду, которая станет частью Западной хорды. Это завершающий этап строительства обхода Ростова-на-Дону. Строительство объекта ведётся в том числе на средства инфраструктурного бюджетного кредита, выделенного Ростовской области», — заявил Марат Хуснуллин.


Фото: government.ru

Действительно, на строительство только первого этапа новой объездной автодороги протяжённостью 4,75 км регион получил более 15 млрд рублей бюджетного кредита.

Строительство Западной хорды и Ростовского транспортного кольца имеет стратегическое значение для всей России, которой требуется устойчивая связь с новыми регионами бывшей Украины, эффективная логистика Юга, оперативный и устойчивый выход на Кавказ.

Нужна магистраль и самому Ростова-на-Дону. Ведь кольцо и хорда выведут колоссальное количество транзитного транспорта с городских улиц. А это комфорт для автомобилистов, скорость их передвижения, улучшение экологии Ростова-на-Дону.


Пробки - вечная проблема Ростова. Фото: Блокнот

Кроме того, появление западной хорды установит нормальную транспортную связь с территорией дельты Дона, на которой расположено множество населенных пунктов, садоводческих товариществ, и будет способствовать развитию территории.

Но неожиданно оказалось, что те, кто в числе первых выиграют от строительства, выступили инициаторами активного противодействия стройке — скажем, местный общественник Юрий Дегтярев и возглавляемое им ТОС-10 Гниловского поселения. Ради того, чтобы остановить возведение хорды, Дягтярев использует самые различные аргументы. Вот только при их изучении становится ясно: либо человек абсолютно не разобрался в ситуации, либо — сознательно обманывает людей и нагнетает обстановку вокруг объекта. Итак, чем же пугает Дягтярев, и насколько это опасно?


Юрий Дегтярев. Фото: Блокнот

1. «Придется снести памятник и братскую могилу павшим воинам в Кумженской роще»

ООО «ГеоЭкоПроект» — проектировщик Западной хорды. И ее специалисты лучше других знают, как планируется решить волнующий ростовчан вопрос с мемориалами в Кумженской роще. Генеральный директор компании Николай Амирян однозначно заявляет: никаких памятников и мемориалов героям Великой Отечественной войны сноситься не будет. А все заявления об этом являются откровенной ложью их авторов:

«Проект строительства Западной хорды выполнен с соблюдением всех норм. И, безусловно, с учетом расположения объектов культурного наследия. Инженерные изыскания, проектная документация и сметная документация получили положительное заключение государственной экспертизы от 2 декабря 2022 года. Таким образом, можно однозначно сказать: мемориальный комплекс „Кумженская роща“ строительством дороги затронут не будет. Расстояние от проектируемого моста до границы Мемориального комплекса — 100 м. Братские могилы в зоне строительства западной хорды отсутствуют».


Фото: сайт компании

2. «Будет уничтожено культурное наследие прежних веков»

Часть территории объекта «Донецкий городок-крепость» расположена под существующей дорогой по ул. Всесоюзная. А проектом хорды предусмотрены дорожно-строительные работы в пределах существующей дороги. Поэтому стройка ее не затронет.


Нижне-Гниловское городище и некрополь. Фото: Hazeleyes17.03 / wikipedia.org

«Нижне-Гниловское городище и некрополь» вообще расположен вне зоны строительства дороги. При этом проектирование и строительство хорды с соблюдением данных условий никак не может расцениваться как какое — либо ухудшение статуса памятников и захоронений.

Кроме того, в рамках проекта разработан раздел — «Отчет об археологическом обследовании», в котором содержится план проведения спасательных археологических полевых работ на территории объектов археологического наследия. План согласован Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Так, до начала и в ходе строительных работ на территории донецкого городка-крепости будут произведены археологические исследования и наблюдения — строго в соответствии с законом.

В общем, никто из проектировщиков или подрядчиков разрушать археологические памятники не намерен: будет принят максимум мер по сохранению объектов культурного наследия.

3. «Западный мост через Дон не выдержит нагрузки»

Еще один аргумент Юрия Дегтярева и его сторонников — «Западный мост через Дон не выдержит того потока, который планируется по нему пустить». Но и здесь налицо явное лукавство!

Автомобильная часть Западного моста через р. Дон рассчитана на пропуск большей интенсивности транспорта, чем пропускает мост сейчас. Пропускная способность просто не использовалась в связи с неразвитостью подходов к мосту со стороны г. Ростова-на-Дону. Но сам объект был запроектирован с учетом перспективного роста движения и в соответствии с нормами, по которым, до настоящего времени успешно эксплуатируется большинство искусственных сооружений нашей страны.


Фото: Яндекс Карты

Так что мосты на Западной хорде рассчитаны на значительно большие нагрузки, согласно действующим нормативным документам. Более того, отвечают требованиям роста скорости и веса автомобильного транспорта в будущем.

Главный инженер проекта Игорь Гомонов (ПК ПТИ «Ростовавтодор проект») убежден:

«Существующий мост через Дон физически и морально не изношен, находится под надзором эксплуатирующей организации и способен пропускать современные транспортные нагрузки. Утверждения г-на Дегтярева о том, что мост не выдержит не имеют под собой фактической основы».

А Николай Амирян, генеральный директор ООО «ГеоЭкоПроект», отмечает — на самом деле, главный критик проекта предлагает нагрузить тот же самый мост, просто дорогу к нему хочет провести по другой улице:

«Хотел бы отметить, что вариант хорды, предлагаемый Дегтяревым выходит в туже точку — на Западный мост. В этом случае, видимо, мост крепче».

4. «Для строительства сносят слишком много домов»

Юрий Дегтярев заявляет в своих выступлениях — при нынешнем проекте Западной хорды придется снести до 80 домов. Но главный инженер проекта Игорь Гомонов это опровергает:

«В проектной документации учтен демонтаж жилых домовладений для нужд строительства „Западной хорды“ в количестве — 41, в том числе в станице Гниловской — 29. Никаких других сносов проектом не предусмотрено».



Понятно волнение и обеспокоенность жителей 41 дома, которые не хотят, чтобы по их участкам прошла дорога. Но в соответствии с требованиями действующего законодательства (Земельного, Гражданского Кодекса РФ) в рамках подготовки соглашения об изъятии будут выполнены работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием. И при нынешнем проекте ущерб от сноса — минимальный из всех возможных вариантов.

Скажем, если представить себе, что проект реализовывался бы в одной из предлагаемых Дегтяревым версий — то сносить пришлось бы 250 домов, а не 41.

Вообще, нынешний вариант проекта трассы является оптимальным и по затратам на строительство, и по причиняемому ущербу окружающей среде.

Реализация еще одного альтернативного плана Дегтярева, который он называет «разработанным в советское время» — провести магистраль в створе улиц Пескова и Циолковского — была бы сопряжена со значительно большими издержками для города.

За тридцать постсовестских лет данный коридор застроен зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и промышленными. Их снос повлечет за собой закрытие предприятий, потерю рабочих мест, снижение налогооблагаемой базы для города.

Третий предложенный Дегтяревым вариант, который он называет «более щадящим», предполагает проход вблизи Кладбища «Левенцовское». Он несет в себе кратное увеличение сноса строений. А, кроме того, ведет к масштабному росту стоимости проекта, так как потребует строительства уникального сооружения в створе улицы Портовой и Всесоюзной. Более того, данный вариант никак не поможет разгрузить улицы от заторов.

Ну, а при реализации еще одного предлагаемого Дегтяревым альтернативного варианта - через мост на ул. Нозадзе – вообще затрагивается объект культурного наследия , включенный в список объектов федерального значения-«Нижне-Гниловское» городище и некрополь. Х-VIII вв. до н. э.

Таким образом, в действительности, реальные альтернативы у нынешнего проекта просто отсутствуют. Выбранный же вариант является оптимальным и наиболее удачным во всех отношениях.

5. «Вырубленные в роще деревья потом не высадят»

Лукавят противники и относительно того, что срубленные для строительства деревья не будут высажены заново. Согласно проекту, земельный участок будет выведен из состава городских лесов с минимально возможным количеством вырубаемых деревьев. При его обследовании в границах Железнодорожного района, Комитетом по охране окружающей среды и Управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону выявлено 869 деревьев и 57 кустарников, подлежащих сносу. Это составляет примерно 7% от общего объема леса Кумженской рощи.


Фото: trekkingmania.ru

Взамен отводимых под дорогу площадей проектом предусмотрено формирование компенсационного участка городских лесов, в Ростове-на-Дону.

6. «Гниловское поселение потеряет возможность развиваться, как туристический объект»

Возникает невольный вопрос: почему же Юрий Дегтярев прилагает столько усилий против строительства Западной хорды по ее нынешнему проекту? Нельзя исключать, что главная причина — это ряд туристических проектов в Гниловском поселении, которые хотел бы реализовать общественник.

Генеральный директор ООО «ГеоЭкоПроект» Николай Амирян отмечает:

«Хочу пару слов сказать и о реализации туристических бизнес проектов с использованием муниципальной земли которые постоянно пиарит Дегтярев, позиционируя их как проекты ТОС -10, и, видимо пытаясь возглавить этот бизнес. Речь идет о яхт-клубе, реконструкции донецкой крепости и т. д. Оценить ценность и значимость этих проектов сложно. Ведь насколько я понял, кроме фантазий и картинок за этими проектами ничего нет. Однако, смею заверить, исходя из предполагаемого их местоположения строительство хорды также никак не может им препятствовать.

Более того, строительство Западной хорды только поможет развитию туристической инфраструктуры территории. Ведь ее открытие позволит установить нормальную транспортную связь с территорией дельты Дона. В настоящее время транспортная связь осуществляется по единственной дороге, выезд на которую проходит через ул. Нозадзе. Геометрические параметры улицы не соответствуют ни интенсивности движения транспорта, ни условиям безопасности дорожного движения.


Фото: правительство Ростовской области

Кроме того, проектом предусмотрена транспортная развязка на пересечении основного движения и ул. Кумженская. С учетом перспективного развития данной территории и роста интенсивности движения необходимо строительство по новому направлению, которая соединит ул. Кумженскую с магистральной ул. Малиновского, что позитивно повлияет и на ситуацию с транспортной доступностью в самом микрорайоне станицы Гниловской, позволит дать импульс дальнейшему развитию территории.

Как отметил по поводу многочисленных „аргументов“ Юрия Дегтярева Николай Амирян, „на все эти абсурдные замечания неоднократно были предоставлены аргументированные ответы“:

„Однако их явно не видят, или не хотят читать. И снова, и снова озвучиваются ничем не обоснованные одни и те же претензии. Чем вызвана такая активная невнимательность Дегтярева — некомпетентностью, личными бизнес интересами или попыткой себя пропиарить, пытаясь шантажировать власть, мне сложно сказать. Но ничего общего с заботой о судьбе города или района это не имеет“.

Кстати о личном пиаре. Результат активной информационной кампании не заставил себя ждать. В начале февраля Юрий Дегтярев получил новую должность — возглавил созданную городскую ассоциацию территориального общественного самоуправления. Целями работы ассоциации официально является развитие гражданского общества, территориального общественного самоуправления, активизация работы с жителями, органами власти всех уровней и предприятиями. Цели благие. Остается надеяться, что на новом посту г-ну Дегтяреву получится работать, не прибегая к передергиванию фактов и лжи, не путая личные интересы с общественными.

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Западная хордаЮрий ДегтяревРостовское транспортное кольцо
1
1