Ростовские эксперты рассказали об истории, безопасности и культуре татуировок
Читайте также:
- В Ростове планируют проводить выставки международного масштаба (28.03.2023 17:12)
- Молодой кондитер из Ростова принял участие в шоу с Ренатом Агзамовым (28.03.2023 15:30)
- Ростовская область откроет офисы присутствия в четырех странах в 2023 году (28.03.2023 14:00)
- В Азово-Донском бассейне навигацию открыли раньше сроков (28.03.2023 13:30)
- В Ростовской области ФАС раскрыла дорожный картель на 24 млрд рублей (28.03.2023 12:30)
История татуировок начиналась примерно 5000 лет назад. При этом даже в современном в современном мире люди по-разному к этому относятся и провоцируют бурные споры. Ведь кто-то относится к ним негативно, а кто-то считает их искусством. Эксперты Южного федерального университета разобрали татуировки с точки зрения культурного явления, христианства и безопасности чернил для человека.
В самые древние времена татуировка имела важное значение. По ней определяли социальный класс, к которому принадлежал человек, рисунок на теле помогал проводить ритуалы и слышать голоса богов. Откуда пришла первая татуировка и где она была набита, рассказала заведующая кафедры теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Екатерина Липец.
Культуролог о тату
По словам Екатерины Юрьевны, сложно точно ответить, когда именно человек начал наносить тату. Однако есть доказательства, которые уводят нас в период древности. Исследователи утверждают, что традиция нанесения татуировки насчитывает не менее 4000 лет.
Культуролог о феномене тату. Фото: архив Липец Е.
— Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату могли наносить себе еще первобытные люди в первобытнообщинном строе. Ее предназначение было разнообразным. Она могла быть: украшением, тотемом, отличительным знаком племени и рода, но почти всегда имела магическое наполнение и силу. Древние татуировки были найдены при раскопках египетских пирамид. Они были обнаружены на мумиях. Несмотря на давность нанесения, они хорошо сохранились, хорошо читаются и довольно понятны, – отметила культуролог.
Различные виды и техники татуировок практиковались регулярно у светлокожих народов всего земного шара, а темнокожие предпочитали технику рубцевания. Специалист пояснила, что практически все народы наносили татуировки – просто в разное время: племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, а также жители Океании.
Интересно, что в индейских племенах Индонезии и Полинезии у татуировок была большая социокультурная значимость. С рождения до смерти человек получал очередной знак на своем теле. Каждое значимое событие в жизни, как одного индивида, так и племени, имело право остаться с человеком навсегда — словно напоминание о прошлом.
Фотография маори второй половины XIX века. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Новозеландское племя Майори изобрело особый вид тату – моко. Моко наносили на лицо в виде маски, которая обозначала племенную принадлежность, статус и «говорила» о личных достоинствах.
— Эта татуировка столь индивидуальна и при этом разнообразна, что представители племени Майори во время продаж своих земель англичанам, использовали ее в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев. Их маски отличались сложностью, красотой и разнообразием. В этом племени практически каждый имел такую маску на лице. Тех, у кого не было таких масок, называли «пустолицыми» и их положение в племени было не завидным, – рассказала Екатерина Липец.
Многие воспринимают татуировку как веяние современности, однако в России традиция нанесения татуировки также восходит к древности. Некоторые племена, которые проживали на территории России, практиковали тату. Особенно это было распространено у народов Севера. Данные практики были связаны с языческими ритуалами. После Крещения Руси подобные явления стали встречаться гораздо реже.
Татуировка вернулась с новыми смыслами в петровскую эпоху. Теперь она была связана с каторжниками — солдатами, моряками, которых клеймили разными символами, чтобы различать «свой-чужой». Эта традиция распространилась далее на заключенных и стала их особенностью с конкретной символикой.
Затем татуировка опять обрела новый смысл.
— В конце XIX начале XX веков татуировка являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Не для кого не секрет, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. Такую же имел его двоюродный брат Георг — будущий король Великобритании. В 1906 году в Санкт-Петербурге появился первый в истории нашего государства салон художественных татуировок, — рассказала Екатерина Липец.
На руке можно разглядеть того самого дракона. Фото: https://o-tendencii.com/
После Октябрьской революции на татуировки ввелся запрет и наказание на такую моду. По мнению культуролога, ситуация с татуировками в СССР в очередной раз поменялась в период Великой Отечественной войны, когда был полностью снят запрет. Уже в 1980-х происходили стремительные изменения в понимании и интерпретации татуировки. Стали появляться первые цветные тату, все больше людей из так называемого «рок-подполья» делали себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центр этого процесса — Санкт-Петербург.
— Постепенно в сознании людей укореняется позиция, что татуировка — это не признак неформальных представителей, а вид искусства, язык самовыражения и культурной идентификации. В наши дни центром тату-индустрии в России по-прежнему сохраняет первенство Санкт-Петербург. Именно на этой территории организуют мероприятия, на которые приезжают лучшие специалисты в этой области со всей страны и мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Цель проводимых мероприятий — не только популяризация татуировки, но и повышение профессионализма мастеров и способ познакомить интересующихся с новыми тенденциями, образами и техниками татуировки», – рассказала заведующая кафедры теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Екатерины Юрьевны Липец.
Химик о безопасности составов чернил
Кандидат химических наук, доцент кафедры аналитической химии ЮФУ Александр Тягливый также рассказал, насколько безопасны компоненты чернил для здоровья человека.
Современные чернила для человека не опасны. Фото: пресс-служба ЮФУ
По словам эксперта, многие тяжелые металлы, такие как железо, медь, цинк, молибден, участвуют в биологических процессах и в определенных количествах являются необходимыми для функционирования растений, животных и человека микроэлементами.
Но не опасно ли это для человека в целом?
— Тяжелые металлы и их соединения могут оказывать вредное воздействие на организм человека, способны накапливаться в тканях, вызывать ряд заболеваний. Не имеющие полезной роли в биологических процессах металлы, такие как свинец и ртуть, определяются как токсичные металлы. Некоторые элементы, такие как ванадий или кадмий, обычно имеющие токсичное влияние на живые организмы, могут быть даже полезны для некоторых видов, — объяснил Александр Тягливый.
Ритуальность тату потеряла, но особое значение для владельца сохранила. Фото: https://vk.com/bckstgspb
В вопросах безопасности соединений, содержащих атомы тяжелых металлов, важную роль играет вероятность перехода этих компонентов в растворимую форму. Популярные компоненты чернил – соединения, которые являются крайне мало растворимыми формами. Поэтому доля элементов, способных переходить в раствор и вмешиваться в биохимические процессы организма ничтожна мала.
— В связи с этим, предполагать угрозу для здоровья человека в результате подкожных инъекций чернил, содержащих эти компоненты, не представляется возможным. Однако если пытаться выделить из этого списка наиболее безопасный компонент, стоит отметить диоксид титана, поскольку титан не относится к тяжелым металлам и форма диоксида крайне инертна, – пояснил доцент кафедры аналитической химии ЮФУ Александр Тягливый.
Теолог об отношении христианства к татуировкам
Иерей и руководитель Отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской епархии Денис Сакович рассказал, как христианство относится к татуировкам.
В каждой религии к тату относятся по-разному. Фото предоставлено пресс-службой ЮФУ
Он пояснил, что в разных религиях по-разному относятся к татуировкам. В религии нет четкого разделения на «хорошо» и «плохо». Религиозный человек отвечает на этические вопросы, исходя из представлений о Боге и из Откровения, которое, зачастую, выражено в форме Священного Писания, священных текстов.
— Если говорить о христианстве в целом, о всех христианских конфессиях, к татуировкам будет скорее негативное отношение, которое базируется на представлении о том, что тело человек является храмом Духа Святого, поэтому он не может на себе иметь никаких ритуальных изображений. Именно эту функцию часто выполняли татуировки и шрамирование. Однако есть и исключения. Коптские христиане, которые подвержены гонению и до сих пор, делают татуировку креста на своих руках, чтобы крест невозможно было сорвать, – рассказал Денис Сакович.
В религии нет четкого разделения на «хорошо» и «плохо». Фото: https://vk.com/bckstgspb
Эксперт отметил, что сейчас смысл самих татуировок изменился, и те строчки из Библии, которые отрицают «письмена на теле…», уже не могут быть применимы:
— Татуировка стала скорее украшением, элементом «декора» тела, и не несет в себе глубокой смысловой нагрузки. Всегда важно помнить, что то, что мы делаем с собой, может иметь последствия. Тема эта очень дискуссионная, и мы видели, что некоторые христиане, в отдельных случаях считают определенные татуировки даже обязательными. Всегда важно понимать: что мы делаем, для чего, какую мы преследуем цель, — заключил теолог.
Добавим, что отношение к татуировкам может быть разным в зависимости от контекста. Некоторые племена не представляют без них свою жизнь и по сей день, а в России отношение к тату менялось и меняется на протяжении многих лет.
Анастасия Дашевская, Дарья Кельян
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону