Эксперты: «Ростовчане перестали жаловаться на простои автобусов. А зря»
Читайте также:
- Минтруд Ростовской области потратит на закупку транспорта 81 млн рублей (13.03.2019 10:59)
- Департамент транспорта выявил 850 нарушений в работе ростовских автобусов (06.03.2019 10:38)
- Ростовский Минтранс признал, что автобусы в МЕГу небезопасны для пассажиров (26.02.2019 07:47)
Водители ежедневно стоят подолгу на крупных остановках и ждут потенциальных пассажиров, фактически забывая о тех, кто уже находится в салоне: ведь они деньги за проезд заплатили и никуда не денутся. В основном никто уже и не возмущается – все привыкли, что так и надо. А напрасно. Эксперт портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов объясняет, почему в таких случаях молчать не стоит.
Длинные вереницы автобусов и троллейбусов на крупных остановочных пунктах стали уже неофициальной визитной карточкой ростовского транспорта. В списке таких мест – площадь Советов, угол Буденновского и Большой Садовой, угол Ворошиловского и Красноармейской, вокзал «Сельмаш», ТРЦ «Горизонт» и площадь Космонавтов. Как правило, такие остановки находятся перед длинными общими участками разных маршрутов и характеризуются тем, что там постоянно садятся пассажиры, в том числе те, кто пересаживается с других направлений.
Формально, простои на крупных остановках нарушают правила пассажирских перевозок, установленные администрацией Ростова. Согласно им, водитель должен начать отправление от остановки не позднее 15 секунд после посадки последнего пассажира. При этом в департаменте транспорта неоднократно заявляли, что все работники предприятий ознакомлены с данным требованием, а службы эксплуатаций предприятий должны контролировать работу на линии. Однако любой житель или гость Ростова может убедиться, что данное правило не выполняется совершенно.
В 2016 году издания «Ростовский Городской Транспорт» и «Ростов-Транспорт» провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что доля простоев во времени перевозок составляет от 12 до 50% общего времени поездки. В зависимости от маршрута, автобус или троллейбус могут простоять на остановках данных участков от 4 до 12 «лишних» минут. Таким образом, в день ростовчане могут тратить из-за простоев до 24 минут. Если умножить это число на общее количество транспорта и рейсов в городе – получается внушительное время – отобранное у пассажиров за их же деньги.
И вроде бы предыдущий директор департамента транспорта Сергей Саенко даже собирался бороться с этим явлением.
– В ближайшее время в отношении тех, на кого не влияет эта, с нашей точки зрения, действенная мера, мы будем применять новые санкции. А именно: одностороннее расторжение договорных отношений на обслуживание городских маршрутов, – заявлял Сергей Саенко в октябре 2017 года.
Он отметил, что таким образом маршруты будут передаваться тем перевозчикам, которые «хотят предоставлять качественную транспортную услугу населению». Однако за полтора года работы Саенко в должности сильных перемен в этом вопросе не наблюдалось и контракты из-за простоев ни с кем не разорвали.
Внимание на проблему обращал даже депутат Государственной Думы Сергей Иванов. Летом 2018 года он потребовал от властей Ростова-на-Дону разобраться с бесконечными простоями и отсутствием чёткого графика движения транспорта.
– Большая Садовая, Ворошиловский, Буденновский – это центр города, и даже тут не могут навести порядок. Огромное количество ростовчан опаздывают на работу и задыхаются в душном транспорте, но никому нет до этого дела, – написал Сергей Иванов в депутатском запросе.
Однако что ему ответили – до сих пор неизвестно. В итоге от простоев город получает как минимум три достаточно серьезные проблемы:
1) В городе постоянная нехватка водителей, порядка 1000 человек, на что жалуются все без исключения транспортные предприятия. При этом время прохождение маршрута искусственно увеличивается из-за простоев: без них можно было бы с меньшим количеством машин сохранять такие же интервалы движения (либо с таким же количеством ездить чаще);
2) Происходит перерасход топлива, и, как следствие, удорожание перевозок для предприятий;
3) В конечном счете пассажиры при первой возможности стараются пересесть в личные автомобили либо в машину известных служб такси (зачастую, поездки на трех-четырех человек уже не дороже, чем плата за проезд в автобусе). Из-за увеличения числа машин усугубляется проблема пробок. Фактически, старания администрации пересадить по возможности людей в общественный транспорт, убивают именно простои.
Возникает логичный вопрос – чем руководствуются сами водители, практически поголовно поступая таким образом?
– Простои на крупных остановках помогают держать интервал между автобусами, – считает водитель одного из центральных маршрутов города, по понятным причинам пожелавший остаться анонимным. – Возьмём в пример остановку «проспект Ворошиловский» на Большой Садовой. Пассажиров приходит то много, то мало. К примеру, у автобуса №3 интервал четыре минуты, однако к одному из них может прийти толпа людей, и они могут все это время садиться. В это время приедет следующий автобус, а такой толпы на остановке уже может не быть. Если второй автобус поедет дальше, то «упрется» в предыдущего. В итоге он будет пустым. А план у всех равный, нужно сдать одинаковую сумму в кассу, иначе лишат премии.
При этом, аналогичные ситуации могут происходить и из-за пробок.
– Пока у водителя будет стоять задача собрать план, порядка в транспорте в городе не будет. Надо менять систему целиком, – подчеркнул собеседник.
Его коллега, работающий на другом направлении, среди основных причин простоев назвал большое количество дублирующих маршрутов и также упомянул план.
– Мы поставлены в рамки: должны привезти план, а в гонки, особенно с микроавтобусами, играть бессмысленно, – считает мужчина.
– Фактически из-за простоев водители отнимают пассажиров и деньги друг у друга: если в среднем на какую-либо остановку за час приходит 300 человек, то из-за простоев на нее не придет 400, – считает эксперт, транспортный редактор портала Travel.ru Юрий Плохотниченко. – Городские власти должны наконец понять, что простои - одна из главных проблем Ростова вообще, а не только городского транспорта. Они приносят колоссальные убытки городу в целом: огромные потери времени жителей, значительный ущерб экологии от лишних выхлопов, подрыв экономики перевозчиков, выпускающих на линии десятки лишних автобусов, выдавливание пассажиров на личный транспорт и такси, и как следствие – увеличение пробок и дальнейшее ухудшение дорожной обстановки. Простои также извращают транспортное планирование – от разработки маршрутной сети до составления расписаний. Глупее всего то, что устраивающие их водители не только уже двадцать лет портят жизнь всему городу, но и не достигают собственных целей. От того, что автобусы стоят подолгу на остановках, лишних пассажиров там не прибавляется – они лишь отнимают этих пассажиров у следующих сзади.
Как правило, время простоев на маршрутах больше интервала движения между автобусами. То есть, ликвидировав простои, то же самое количество людей можно будет перевести меньшим количеством подвижного состава. Однако, немаловажно и то, что нарушения происходят еще и с молчаливого согласия людей.
– В феврале прошлого года мы запустили проект, позволяющий людям жаловаться на простои, – говорит администратор портала «Ростовский Городской Транспорт» Михаил Кругликов. – В правилах перевозок есть важная оговорка: водитель должен начать движение в течение 15 секунд после посадки, если позволяет дорожная ситуация. Значит, подумали мы, доказательством нарушения может служить видео, снятое из салона. В рамках проекта пассажирам было предложено снимать простаивающий автобус изнутри, прислать ролик нам, уточнить дату и время съемки, а также госномер транспортного средства. Мы договорились с департаментом транспорта, что будем передавать им все жалобы. О проекте рассказал ряд изданий, местные телеканалы и радиостанции. Однако гражданская сознательность оказалась крайне низка: мы получили крайне мало обращений. Ощущение, что остальных жителей текущее положение дел устраивает.
Эксперты называют следующие шаги, которые позволят решить проблему простоев:
1) Уменьшение числа дублирующих маршрутов – после этого у водителей станет меньше соблазнов забрать пассажиров у конкурентов. Частично этот пункт был выполнен в ходе пресловутой «транспортной революции»;
2) Использование ресурсов «Городского центра управления перевозками» не только для контроля за работой транспорта «постфактум», но и для его диспетчеризации. На сегодняшний день эта функция возлагается на перевозчиков;
3) Контроль и наказание за нарушения, мотивирование предприятий уходить от плановой системы, внедрение «тотальной» безналичной оплаты;
4) Активная позиция самих пассажиров, которые будут снимать нарушения на видео и отправлять конкретные жалобы в департамент транспорта.
Развитие общественного транспорта, как одного из элементов городской инфраструктуры, даст толчок к развитию Ростова и уменьшению числа пробок, сокращению времени поездки – как в автобусах, так и в личном транспорте.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.