Ростов-на-Дону Четверг, 28 ноября

Камера, мотор!: как сто лет назад началось развитие киноиндустрии на Дону

Камера, мотор!: как сто лет назад началось развитие киноиндустрии на Дону

Памятник Ханжонкову открыли в 2016-м, в Год кино. Фото: kino-teatr.ru

В этом году вековой юбилей отмечает первый художественный фильм, снятый в нашем городе. По такому знаменательному поводу «Блокнот Ростов» подготовил цикл публикаций. В них мы расскажем, как кинематограф пришел на Дон, кто вложил самый большой вклад в развитие по сей день любимой народом индустрии, какие главные киноленты сняли в регионе за сто лет и какие перспективы у донского кино в будущем. Сегодня поведаем о первых вехах и пионерах кинопромышленности.

Не только смотреть, но и создавать

Первый массовый просмотр кино – конечно, немого – состоялся в Ростове летом 1896 года в парке Горького. Тогда, кстати, он назывался городским садом. Сначала кино было доступно лишь привилегированной публике, тем не менее новый вид искусства моментально завоевал любовь публики. 

Спустя 10 лет на Большой Садовой, 64, появился первый кинотеатр (вернее, тогда он звался «электробиограф»), под названием «Художественный». В 1917-м кинотеатр переименовали в «Олимп», а потом он стал «Комсомольцем» и проработал до самой перестройки.

432_original.jpg

Первый в городе кинотеатр располагался в торговом доме Яблоковых. Фото: pastvu.com

А сто лет назад, в 1924 году, ростовская молодежь сняла самый первый в регионе игровой фильм и основала киностудию. Дело было так: комсомольцы поставили пьесу «Следопыты» и захотели зафиксировать спектакль на пленку.

Им удалось одолжить кинооборудование в городской лаборатории «Ренессанс». До этого оно использовалось для съемки местной кинохроники. Экранизация «Следопытов» понравилась Донскому комитету комсомола, который вскоре заказал у тех же молодых людей «антирелигиозную фильму». И они сняли художественное кино под названием «Похождения Ваньки-гвоздя».

Эту работу советские власти оценили еще выше, после чего у «Кинокомсомола» появились летнее помещение и договоры с Госкино. А спустя три года группа энтузиастов стала трудиться под именем «Ростовской-на-Дону студии кинохроники».

scale_1200.jpg

Основоположники донского кинематографа Мануэль Большинцов и Александр Грисенко. Фото: yandex.dzen

Как Александр Ханжонков выбрал дело всей жизни

Разговор об истории кинематографа на Дону и в России в целом не обходится без упоминания Александра Алексеевича Ханжонкова, популяризатора отечественного кино. Иногда его зовут первым российским киномагнатом и продюсером. 

Любовь Ханжонкова к «важнейшему из искусств» началась в 1905 году, когда он впервые попал в уже упомянутый синематограф на Садовой. Тогда, кстати, 20-30-минутных сеансов ждали на улице огромные очереди.

1691573457.jpg

Александр Ханжонков стал легендой мирового кино. Фото: yandex.dzen

Зрелище произвело на 28-летнего Александра такое глубокое впечатление, что он решил вложить все имевшиеся на тот момент сбережения в закупку новых фильмов в Европе. А уже в 1907 году в Москве приступил к созданию собственного кино. Поначалу это была съемка спектаклей в классических декорациях, но постепенно формат преобразовывался, появлялись и батальные сцены.

Творения студии Ханжонкова демонстрировали во многих уголках империи. Николай II лично благодарил Александра Ханжонкова за масштабную патриотическую ленту «Оборона Севастополя». К тому же эта картина стала первым в Российской империи полнометражным фильмом. Его длительность составляла 100 минут, но сохранился только часовой сокращенный вариант – в советское время религиозные и монархические сцены вырезали.

snimok-ekrana-2021-08-27-v-11.29.59.png

Кадр из фильма «Оборона Севастополя». В массовке снимались ветераны боевых действий

Первые анимационные, документальные, научно-популярные фильмы появлялись на свет под началом деятельного Александра Алексеевича. Вела его студия и репортажную съемку. Например, зафиксировала для истории похороны Льва Толстого.

Всего с 1908 по 1916 год киностудия выпустила более 300 фильмов. По тем временам это огромная цифра. Ханжонков выступал зачастую и режиссером и, как сейчас бы сказали, продюсером. Увы, после революции и национализации кинопромышленности он не смог продолжать любимое дело. Но успел дать огромный заряд для дальнейшего развития индустрии.

Продолжение истории кино на Дону – на следующей неделе

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
искусствокинокинематографисториякультуракинотеатр
0
1