В Ростовской области пожертвовали министром транспорта, чтобы избежать «большой чистки»: мнение политологов
Василий Голубев и Владимир Окунев. Фото: donland.ru
Читайте также:
- Отмечаем день рождения слонихи, посещаем орнито-фестиваль и выставку Никаса Сафронова: куда пойти в Ростове на этой неделе (05.04.2024 22:07)
- Власти Ростова потратят 40 млн рублей на ремонт тротуаров в 2024 году (05.04.2024 20:00)
- Полиция Ростова опровергла информацию об обнаружении опасной мины-лепесток (05.04.2024 18:10)
Заместитель губернатора, министр транспорта Владимир Окунев уволился по «собственному желанию». Это желание могло быть совсем не «собственным» и не добровольным, полагают эксперты.
Еще в феврале, во время пресс-конференции, губернатор Василий Голубев довольно неожиданно признал, что в Ростовской области «плохие дороги».
— Я разделяю мнение ростовчан, что дороги у нас плохие… Я сегодня дал телеграмму всем главам муниципальных образований принять дополнительные меры по ликвидации ямочности с учетом погодных условий. У нас неделя теплая есть – можно попробовать успеть. То же самое касалось и работ на М-4, — сказал глава региона.
До сих пор в теме дорожного строительства от облправительства звучали только победные реляции, рассказы о том, как браво строятся обходы Ростова и т.п. Поэтому смена тона могла показаться удивительной. Однако на тот момент все комментаторы сочли, что высказывание Голубева было не более чем дежурным «распеканием» подчиненных.
Но не прошло и двух месяцев, как губернатор объявил об увольнении своего заместителя – министра транспорта Владимира Окунева, отвечавшего также за развитие дорожно-транспортной и строительной отраслей. Формально Окунев ушел в отставку «по собственному желанию» и претензий к нему не озвучено.
А затем события приняли вообще неожиданный оборот: стало известно, что вслед за Окуневым уволились три его заместителя: Василий Гойда, Алексей Колбин и Светлана Шаповалова. Такого одновременного массового исхода чиновников, как говорится, не припоминают старожилы…
Практически одновременно стало известно, что прокуратура Ростовской области выявила нарушения в работе органов власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и проинформировала Голубева об этом.
— По итогам 2023 года зафиксирован существенный рост количества дорожно-транспортных происшествий, повлекший гибель и увечья 3,8 тыс. участников движения. Более того, каждый второй смертельный случай произошел на дорогах регионального значения, в том числе подвергнутых капитальному ремонту, — отметили в прокуратуре.
В ведомстве пришли к выводу, что затраченные на ремонт силы и средства не оказали существенного влияния на безопасность участников дорожного движения. Все это стало причиной невыполнения регионом целевых показателей нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Бронислав Берковский. Фото: архив "Блокнот Ростов"
Политический аналитик Бронислав Берковский считает, что причиной увольнения донских чиновников могло стать недовольство федерального центра состоянием дорог в Ростовской области, особенно трассы М-4 «Дон». Хотя М-4 формально обслуживают федеральные структуры, но и донские предприятия «завязаны» на нее.
— «Массовый исход» чиновников связан с их «не очень удачной» работой. На М-4 есть проблемы, связанные с пропуском тяжелой техники, транспорта в южном направлении, — напомнил аналитик.
Бронислав Берковский полагает маловероятным, что Владимир Окунев и его заместители ушли с должностей по своему желанию. Иногда бывает, что чиновник увольняется с какой-то должности, чтобы получить повышение, но – вряд ли это тот случай.
— Самостоятельный уход с таких постов – вещь редкая. Могли их и «попросить». Без разговоров «вам бы, ребята, уйти по собственному желанию…» тут явно не обошлось, — предположил аналитик.
Берковский уверен, что Окунев и его замы приняли «удар на себя», фактически став ответственными за неудачи в деле дорожного строительства в Ростовской области. Назначенная же на место и.о. министра Инна Володина вряд ли станет полноценным министром. Скорее всего, эту должность займет другой человек.
В то же время, подчеркнул Бронислав Берковский, не следует преувеличивать значение произошедшей отставки и ждать каких-то серьезных перемен от нее в устройстве донской власти. Пост министра транспорта – не такой уж важный и влиятельный в областной «иерархии».
Иван Чумаков. Фото из личного архива
Эксперт Иван Чумаков полагает, что министр Владимир Окунев был «принесен в жертву» и убран как звено, ставшее лишним.
— Мы живем в достаточно сложный экономический период, когда обостряется внутривидовая борьба, и конкуренция среди чиновников возрастает, в первую очередь – за перераспределение денежных потоков, которые подконтрольны чиновникам. Дорожное строительство и транспорт – это львиная доля по расходам в валовом региональном продукте. И здесь же – высокая капиталоемкая и коррупционная составляющая. Проявления коррупции в дорожном строительстве и транспорте – огромны. Поэтому перераспределение финансовых потоков, конечно же, перспективно и интересно для чиновников самого высокого уровня – и федеральных, и региональных. Поэтому возрастающее напряжение в конкретной отрасли среди чиновников объяснимо: бюджетная база сужается, и приходится делить пирог заново. И тут всегда найдутся «лишние люди». Бывает, что нужного, полезного человека путем увольнения уводят в сторону от удара, но чаще это – банальная дележка, даже уже передележка пирога, — сказал эксперт.
Иван Чумаков уверен, что федеральный центр вряд ли напрямую был недоволен именно Окуневым. Но региональные власти решили пожертвовать именно этой фигурой.
— При бюджетной экономии денег выделяется меньше, чем раньше. И их надо использовать эффективно – а не как раньше. И, конечно, в этих формулах находятся «лишние люди». Региональная власть вынуждена приносить в жертву какие-то фигуры с шахматной доски, именно потому, что времена усложняются, в первую очередь для первых лиц, так как ответственность лежит на них. И они вынуждены производить рокировки, отставки и прочее. Маловероятно, что было прямое указание федерального центра, но региональная власть пытается подстраховаться и каким-то образом лавировать в сложной политической ситуации. Ведь президентские выборы прошли, и настало время разбирать, кто на что наработал, и проверять региональную эффективность, — заметил эксперт.
Антон Чаблин. Фото: kchr.ru
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин уверен, что «коррупционная составляющая» была первостепенной в увольнениях в донском минтрансе.
— На вопрос, почему в Ростовской области такие отвратительные дороги, уже ответила ФАС. И ответ простой – картельные сговоры. Я напомню, что в апреле 2022 года ФАС обвинила ГУП «Ростовавтодор» (директором которого, кстати, ранее был Окунев) в сговоре с частными компаниями, ущерб оценили в 2 млрд. рублей. ГУП в итоге оштрафовали на 230 миллионов. Причем все судебные инстанции поддержали позицию ФАС, как ростовские дорожники не пытались доказать, будто бы никакого сговора не было, — рассказал политолог.
Антон Чаблин напомнил, что ФАС неоднократно отменял аукционы на строительство дорог.
— Например, на строительство Западной хорды за 2 млрд рублей – а это тот самый проект, которым так гордился Окунев. Не далее как 27 февраля (по совпадению, прямо перед отставкой Окунева) областной арбитраж признал правоту ФАС в этом деле. Оказывается, в конкурсной документации «отсутствовала достоверная информация о сроках выполнения работ и этапов выполнения работ», а это «вводит участников закупки в заблуждение». Ну то есть вы можете представить, что происходит в сфере дорожного строительства на Дону. Тут уж скольких окуневых не увольняй, а вряд ли это приведет к серьезному улучшению. Нужны уголовные дела и посадки, то есть большая – и громкая – антикоррупционная зачистка, — заявил политолог.
Последует ли за уходом министра и его замов «большая зачистка» или все обойдется «малой кровью» Владимира Окунева, ростовчане увидят в ближайшее время.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.