Несбывшаяся мечта ростовчан: история проекта монорельса, который так и не появился
фото: riamo.ru
Читайте также:
- В Ростове благоустроят два сквера в 2025 году (вчера, 17:35)
- Минтранс Ростовской области проиграл суд подрядчику после срывов строительства Западной хорды (вчера, 15:25)
- В Ростовской области к 2030 году построят новую ветроэлектростанцию (вчера, 10:30)
- «Дом разрушается!»: ростовчане пожаловались на плачевное состояние новостройки и попросили о помощи врио губернатора (26.12.2024 08:00)
В 1960-х ростовчане верили в будущее воздушного транспорта, но город так и не увидел монорельсовых дорог. В 1964 году во время обсуждения перспектив транспорта первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев предложил активно развивать монорельсовые дороги.
фото: телеграм-канал Спроси краеведа / Донская ГПБ
Эту идею подхватили и в Ростовском НИИ Академии коммунального хозяйства. Замдиректора института Виктор Асханов тогда уверенно говорил:
- Давайте представим себе Ростов таким, каким он будет ну, скажем, через десять лет… Воздушная дорога уже связала северную и западную часть города с его центром. Вам интересно знать ее маршруты? Например, монорельсовая линия № 1 «Центр-Север» начинается на углу Соколова и Суворова. Отсюда столбы «бегут» к ростовским «Черемушкам», мимо стадиона «Динамо», пересекают ж/д полотно и заканчивают свой путь в пос. им. Чкалова… Линия № 2 «Центр-Запад» начинается на перекрестке Буденновского и Московской. Отсюда вагоны «полетят» над крышами домов до Темерницкого путепровода, затем через Камышевахскую балку, площадь Дружинников, Красный город-сад. Конечный пункт – новый Западный микрорайон. Путешествие займет 5 минут…
Тогдашние прогнозы вдохновляли. Но реальность оказалась далека от прогнозов.
фото: cityreporter.ru
В начале 2000-х в Ростове проект монорельса снова стал обсуждаться. В 2006 году министерство транспорта Ростовской области даже готовилось представить его на рассмотрение федерального правительства. Предполагалось, что монорельсовая система станет частью программы развития транспорта на 2011–2015 годы.
Планировалось построить первую ветку, соединяющую площадь Королева с Ворошиловским мостом. Однако стоимость проекта — более 4,5 млрд рублей — требовала федеральной поддержки, а ее не последовало, поэтому идея так и осталась на бумаге.
В 2020 году ростовчане вновь подняли тему монорельса. Город рос, как численно, так и территориально, что увеличивало нагрузку на транспортную систему. Монорельс мог бы разгрузить дороги, ускорить передвижение пассажиров и улучшить экологическую обстановку, но проблема финансирования и рентабельности оставалась нерешенной.
фото: ar.rostov-gorod.ru
Один из жителей Ростова-на-Дону, используя платформу «Активный горожанин», даже призвал власти вернуться к идее монорельса:
«Ростов давно мечтает о метро, но проект постоянно наталкивается на проблемы финансирования. При этом город растет, пассажиропоток увеличивается, и дорожная инфраструктура уже не справляется с нагрузкой.
Монорельс мог бы стать идеальным решением: скорость передвижения — 60 км/ч, отсутствие пробок и светофоров, экологичность и независимость от проезжей части. Такой транспорт давно используется в городах Европы и Азии, подходит для сложных климатических и сейсмических условий.
Кроме того, строительство монорельса обойдется дешевле метро, а цена проезда останется доступной для горожан. Ростову нужен современный транспорт!»
Монорельсы, хоть и имеют, как и преимущества: бесшумность, экологичность, скорость так и недостатки - сложность эксплуатации, не пользуется популярностью в России и мире. Единственная монорельсовая дорога России, открытая в 2004 году в Москве, превратилась скорее в туристическую достопримечательность. Слишком высокие затраты на обслуживание и проблемы с запасными частями сделали ее обузой для города.
фото: поезд московского монорельса / Институт Генплана Москвы
Тем не менее, опыт показывает, что монорельсовый транспорт подходит для различных условий и может быть эффективным при правильной реализации.
Сегодня Ростов-на-Дону по-прежнему сталкивается с проблемами перегруженного транспорта и пробок. Монорельс, ставший символом несбывшихся мечтаний, мог бы значительно облегчить жизнь горожанам. Однако для реализации таких проектов нужна не только идея, но и политическая воля и финансовая поддержка.
Будет ли реализован проект монорельса в будущем, покажет время, но он напоминает ростовчанам о том, что прогресс всегда начинается с мечты.
Денис Забнин
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону