Шаумяна, Береговая и Пушкинская до Западного: где в Ростове можно сделать новые пешеходные зоны
Соборный теперь одно из любимейших мест ростовчан для прогулок. Фото: Александра Савичева
Читайте также:
- Специалисты назвали причину гибели самолета Boeing, в котором разбились жители Таганрога (07.04.2019 16:39)
- В Ростове до середины лета перекроют движение по нескольким улицам (07.04.2019 12:24)
- Пьянству – бой: Ростовская область вошла в число самых трезвых регионов ЮФО (07.04.2019 08:41)
Власти донской столицы вновь подняли вопрос о создании в городе новых пешеходных зон. «Блокнот-Ростов» вспомнил, где расположены уже существующие и выяснил у экспертов, где и почему можно сделать новые.
Градоначальник Ростова Виталий Кушнарев рассказал в минувшую пятницу, 5 апреля, о планах по организации новых пешеходных зон. В администрации подчеркивают, что эти шаги улучшат городскую среду и позволят создать места для отдыха граждан.
– Важно обеспечить условия транспортной доступности, возможности подъездов специализированной техники и личного транспорта граждан к жилым домам, с обязательным соблюдением всех действующих норм и правил, – отметили в мэрии.
Несмотря на то, что чиновники рассказали, что «перечень территорий» уже существует, в заявлении администрации нет ни слова о том, какие места он включает в себя.
В советское время в Ростове было три основных пешеходных зоны – бульвар на улице Пушкинской, бульвар Комарова, а также Набережная. На каждой из них было достаточное количество зеленых насаждений, а основная роль, которая отводилась этим зонам – быть так называемыми воздушными коридорами. К вопросу появления новых мест для прогулок вернулись только в 2015 году – после соответствующих изменений в Москве появился запрос на прогулочные места по всей стране.
Тогдашний градоначальник Сергей Горбань реализовал проект пешеходного переулка Соборного – между улицами Большой Садовой и Темерницкой. Движение на этом участке было полностью закрыто, к новому году над бывшей проезжей частью натянули световую композицию «звездное небо», а к 1 мая 2016 года здесь появилась новая разноцветная плитка, кадки с деревьями и лавочки. Были установлены стилизованные под XIX век фонари, а все провода, наоборот, убрали под землю. Фактически, власти сделали попытку создать местную версию московского Арбата.
Изменения изначально были восприняты неоднозначно: автомобилисты начали возмущаться в социальных сетях, что ограничение движения сильно усугубит проблему пробок и поиска парковочных мест в центре Ростова. Можно критиковать реализацию проекта, кадки, форму скамеек и цвет плитки, однако спустя все это время мало кто предложит вернуть проезд машин на Соборный.
К концу 2016 года на параллельных переулках Семашко и Газетном появились аналогичные пешеходные зоны, с той лишь разницей, что здесь оставили по одной полосе для движения. Это успокоило траффик и убрало парковку. По сути, количество проезжих полос на этих участках даже не изменилось – раньше с двух сторон здесь просто стояли машины.
В августе прошлого года городские власти заявили, что инвестор, «Группа Агроком» бизнесмена Ивана Саввиди, собирается сделать новую пешеходную зону – рядом с «Табачкой» в переулке Газетном между улицами Пушкинской и Красноармейской. Здесь планируется установить малые архитектурные формы для деревьев и цветов, скамейки, урны, велопарковки, уличные фонари. На текущий момент проект еще не реализован, однако движение от улицы Максима Горького до Красноармейской фактически закрыто. Здесь появился старый лондонский двухэтажный автобус, а также несколько архитектурных форм и вечерняя подсветка.
Где в Ростове еще можно сделать пешеходные зоны и чем при этом следует руководствоваться? Транспортный редактор портала «Travel.ru» Юрий Плохотниченко считает важным, чтобы пешеходные улицы пересекались, образуя единую зону. По его мнению, лучше всего подходит параллельная Большой Садовой улица Шаумяна.
– В качестве пешеходной Шаумяна гораздо перспективнее Соборного, который не только короткий, но и каждые 50 метров прерывается поперечными улицами с интенсивным движением. Из Шаумяна можно сделать полноценный «Арбат» - сначала между проспектами Ворошиловским и Буденновским, а затем и дальше в западном направлении. В отличие от нынешней ситуации получится единая пешеходная зона с Соборным, Семашко и Газетным. При этом нужно оставить техническую возможность проезда, установив убираемые турникеты, – считает Юрий Плохотниченко.
Также, по его мнению, в северной части центра можно сделать пешеходной улицу Лермонтовскую. А вот с микрорайонами решение вопроса уже не такое однозначное.
– На окраинах Ростова таких подходящих переулков явный дефицит. Взять, к примеру, планировку Северного – между улицами почти километр, поэтому ни одну из них нельзя перекрыть для автомобильного движения. Можно попробовать превратить в комфортную пешеходную зону бульвар Комарова, но это нетривиальная задача, особенно учитывая, что центральная его часть уже съедена торговыми центрами, а перекрытие его проезжих частей может вызвать проблемы. Такая же проблема на большей части Западного, в Александровке. Проще подобрать варианты в Нахичевани или в Железнодорожном районе за вокзалом, но там будет другая сложность - обеспечить, чтобы такая улица соединяла точки притяжения, дабы на ней сразу образовался стабильный пешеходный трафик. А вот на Сельмаше пешеходная улица уже есть – это Сержантова. Нужно лишь привести ее в порядок и расширить пешеходную зону на некоторые соседние улицы, – отмечает Юрий Плохотниченко.
Экономист-урбанист, директор автономной некоммерческой организации урбанистических решений «ФАБРИКА ГОРОДА» Михаил Векленко считает, что с пешеходных улиц вовсе не обязательно изгонять автомобили - важно лишь сделать их комфортными для людей.
– Можно сделать Пушкинскую более дружелюбной к пешеходам, – говорит Михаил Векленко. – Движение пешеходов должно быть более комфортным, для этого не обязательно сокращать автомобильный траффик. Тротуары должны быть внешне красивы и привлекательны, а также быть доступны для велосипедов и инвалидных колясок – то есть проект должен учитывать безбарьерную среду. Пушкинскую также можно продлить на Западный, сделав специальный мост над Привокзальной площадью, либо соединить с одной из улиц в Нахичевани (при этом не обязательно меняя ее название) и довести до площади Карла Маркса.
Руководитель портала «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев подчеркивает, что пешеходные улицы не должны идти «из ниоткуда в никуда».
– Это должен быть непрерывный массив, который логичным образом связывает парки или на крайний случай бульвары и другие места повышенного спроса пешеходов, – отмечает он. – Нужно проводить математическое моделирование потоков для вменяемого ответа. В целом, правильным видится продление пешеходной части Соборного в обе стороны - это позволит сделать единый пешеходный каскад от Комсомольского сквера и Студенческого парка до Набережной. Аналогично – с Университетским до улицы Малюгиной. Также по примеру ряда городов Европы можно убрать проезд личного транспорта на улице Береговой – такие эксперименты уже проводились летом 2016 года.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону