Водителей нет, условий нет, перспективы непонятны: в транспортной отрасли Ростова наступил кризис
Водителей нет, условий нет, перспективы непонятны: в транспортной отрасли Ростова наступил кризис
Читайте также:
- В понедельник в Ростовской области похолодает до 0 градусов (30.10.2023 06:30)
- В Ростове на Днепровском мужчина разбился насмерть, выпав из окна многоэтажки (29.10.2023 21:00)
- «Зарплаты по 2000 рублей»: у сотрудников передового Донского инфекционного центра не хватает денег на проезд до работы (27.10.2023 18:20)
Накануне, 29 октября в России отмечали день работников автомобильного транспорта. И это праздник «со слезами на глазах». Все дело в том, что Ростовская область, да и множество других регионов России, столкнулись с острым дефицитом водителей. «Блокнот Ростов» попытался разобраться, что же происходит, как это исправить и что уже делают.
О дефиците водителей общественного транспорта в Ростовской области говорят уже давно. Однако, проблема только усугубляется. Так, власти Ростова-на-Дону заявили, что дефицит водителей общественного транспорта в городе составляет уже 52,4%. Из-за этого на маршруты выходит только чуть больше 70% от подвижного состава. По выходным – еще меньше.
Однако проблема на деле оказалась несколько глобальнее. Так, эксперты портала по поиску работы hh.ru заявили, что сфера транспорта вошла в пятерку самых дефицитных в Ростовской области.
Очереди на автобус стали обыденным явлением Фото: Блокнот Ростов
На сайте в 2023 году было размещено более 11 тысяч вакансий. Это выше данных 2022 года на 68% Это одна из самых высоких динамик в стране. В целом же по России более 400 тысяч вакансий для водителей, что на 53% больше, чем годом ранее. Но вот только желающих занять эти вакансии все меньше.
«Индекс конкуренции, количество резюме на вакансию, по водителям на Дону очень низкий - 2,1 резюме в октябре. Подобный показатель говорит о сильно выраженном дефиците кандидатов в данной профессии», — рассказали в сервисе.
Источник «Блокнот Ростов» в отрасли данную информацию подтвердил. По его словам найти водителя сейчас крайне сложно
«Проблема с кадрами существует уже очень давно, но последние два года она все ближе к критической. Особенно остро мы стали замечать ее после проведения частичной мобилизации. Кто-то ушел добровольцами. А замены им нет», – рассказал Дмитрий, у которого небольшая транспортная компания.
При этом мужчина отмечает, что в сфере грузоперевозок ситуация еще достаточно терпимая. Многие водители уходят на лето перевозить зерно, там хорошо платят и работа есть всегда. Кто-то ушел возить грузы на новую территорию, там платят больше. А вот в общественном транспорте ситуация, по его словам, очень тяжелая.
Общественного транспорта стало меньше
Это «Блокнот Ростов» подтвердил и руководитель одного из АТП Ростова на условиях анонимности. Мужчина отметил, что вопрос тут не только в деньгах, но и в целом в условиях труда.
«И мы и наши коллеги смогли изыскать средства для повышения зарплат. Пусть небольшого. Но даже этого, признаюсь, мало, чтобы водители стремились работать. Да как можно работать, когда у нас конечные пункты зачастую не оборудованы туалетами, комнатами отдыха. Водители же тоже люди и условия должны быть соответствующими», – рассказал руководитель АТП.
Другой причиной, по его словам, является график работы и устаревшая система конкурсов на обслуживание маршрутов.
«Основной поток людей идет утром и вечером. В дневное время автобусы ездят полупустыми. Не ездить мы не можем, так как рискуем нарваться на штраф от департамента транспорта. Но и работать один водитель с 5 утра до 24 ночи не может. Из-за нехватки водителей позволить две смены никто не может. Можно же днем, например, выпускать меньше автобусов – дать водителям отдохнуть. Да и в целом перевести систему обслуживания на брутто-контракты, где платят за число рейсов. Но власти упорно пытаются этого избежать, поясняя, что дорого, приводят пример города, где не вышло. А разве у нас с нашей системой что-то выходит?» – добавляет транспортник.
Впрочем влияет на отрасль и экономическая ситуация в стране. Рост цен на запчасти, аномальный рост стоимости бензина. Повышать в этих условиях зарплаты явно не могут. Поэтому перевозчики Ростова уже выступили с инициативой о необходимости поднять тариф на проезд – до 52 рублей.
Губернатор обратил внимание на проблему, но не решил ее
— Это то, что, мы считаем, должно быть величиной обоснованного тарифа на перевозку одного пассажира. Каким образом этот вопрос будет решен и к какой конечной цифре мы придем, мне сказать сложно, — рассказал первый заместитель генерального директора «АТП-5» Андрей Быков.
В администрации Ростова «Блокнот Ростов» сообщили, что в октябре 2023 года поступили для рассмотрения материалы по установлению (пересмотру) тарифов на перевозку от базового перевозчика.
— Размер тарифа будет определен по итогам рассмотрения представленных материалов в соответствии с порядком и проведения экспертизы обоснованности его изменения, — рассказали в администрации.
Но говорить о том, что проезд станет стоить 52 рубля пока преждевременно. В 2021 году, когда произошел прошлый рост тарифов, перевозчики просили 45 рублей за поездку, но в итоге он составил 32 рубля. Представители отрасли и сейчас говорят, что вероятнее всего проезд вырастет до 39 рублей. Но окончательное решение за администрацией города.
В администрации Ростова также рассказали и о том, как они борются с нехваткой водителей. В частности, они активно сотрудничают со службой занятости населения и отбирают водителей категории «Д». В случае необходимости для них организовали бесплатное обучение.
Власти также готовы предоставлять водителям служебные квартиры. Правда речь идет только о работниках муниципальных предприятий. Однако прорабатывает и вопрос по льготному ипотечному кредитованию.
Власти Ростова хотят привлечь водителей-мигрантов
Возможно и привлечение иностранной рабочей силы. Только надо решить вопрос допуска к пассажирским перевозкам водителей, имеющих иностранные национальные или международные водительские удостоверения. Однако это не помешало уже провести переговоры с посольством Киргизии.
Впрочем, ранее власти уже рассчитывали, что водители из Мариуполя с радостью пойдут на работу в Ростов. На деле вышло наоборот, и ростовские водители массово уехали на работу в новые территории. Там платят намного больше, а контроля и требований, наоборот, меньше.
Оригинальную идею решения проблемы нехватки водителей выдвинул депутат Законодательного собрания, глава комитета по экономической политике Игорь Бураков. Представитель «Единой России» предложил подумать над развитием беспилотного транспорта.
— Сегодня самая дефицитная специальность в Ростовской области – это водители. Их катастрофически не хватает. Есть решения, которые сегодня кажутся абсурдными или невозможными к реализации. А завтра мы все поймём, что это были самые продуктивные решения, которые двинули нас вперёд. Ну, например, мы сейчас пытаемся перетягивать водителей из других регионов, из других отраслей, оголяя тылы. А в то же время проблему можно решить через развитие беспилотного транспорта, — заявил Бураков.
В качестве примера он привел беспилотные комбайны, которые уже выпускает «Ростсельмаш». Да и в Таганроге есть ребята, которые делают «мозги беспилотных автомобилей».
Правда пока беспилотные автобусы в России – это техника малой вместимости и используется в основном в парках или других закрытых территориях.
А автобусах демонтируют сиденья ради увеличения вместимости
А в Ростове тем временем, в автобусах стали демонтировать сидения. Официально перевозчики говорят, что они сломались, но неофициально – чтобы увеличить вместимость подвижного состава. И люди не против, ведь уехать с каждым днем все проблематичней. Власти, кстати, уже пообещали наказать перевозчиков.
Дарья Кельян
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону