Ростов-на-Дону Воскресенье, 20 апреля
Краеведческий музей, 49 минут назад

Ярмарки, битки и походы на кладбище: как казаки на Дону отмечали Пасху

На Дону казаки отмечали Пасху с большим размахом и весельем. Подготовка к празднику начиналась задолго до его наступления. Подробнее о казачьих традициях на светлый праздник рассказала заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Екатерина Липец для «Блокнот Ростов».

Как отметила Екатерина Юрьевна, в Ростовской области казаки очень трепетно и заранее готовились к пасхальным гуляниям. Ведь раньше сама Пасха длилась 40 дней. Сегодня эти сроки существенно сократились.

— Пасха — это было очень яркое, всегда зрелищное мероприятие. Если говорить о подготовке, то, начинали с уборки куреня — чтобы было все чисто. Казачки следили, чтобы были белые занавесы, а на столах кружевные скатерти. В ночь отправлялись на пасхальную службу, и весь ночной процесс службы выстаивали и с детьми, и всеми семьями до конца и ждали освящения куличей и яиц, — рассказала Екатерина Юрьевна. 



По словам заведующей кафедрой теории культуры, этики и эстетики ЮФУ, одной из традиций было посещение кладбища, где люди оставляли куличи и яйца на помин души умерших родителей и близких. Иногда, яйца даже специально прикапывали в могилки к родственникам. Яйцо ассоциировалось с жизнью и новой жизнью, и считалось, что в этот период времени разговор между живыми и умершими был особенно близок.

— В первую очередь шли к родителям, потом уже по домам, где и отмечали праздник — очень весело и долго. При этом во время страстной недели старались поработать больше для того, чтобы как минимум в следующую неделю с Пасхи отдыхать, веселиться, ходить в гости, проводить время с близкими, — пояснила Екатерина Липец.

Как пояснила эксперт, казаки ходили на кладбища на Пасху еще в дореволюционный период времени. Это осталось традицией в станицах и деревнях и сегодня. 



– Считалось, что в этот период времени такой вот разговор между умершими живущими, он максимально близкий, тесный, и можно их потом попросить о чем-то, чтобы они оберегали семью, благословили на плодородие, если кто-то собирался жениться, то, соответственно, благословили брак. Эта традиция имеет, может быть, даже языческие корни. Потому что и в Греции, и в Риме были похожие ритуалы. А в советский период традиция ходить на кладбище – закрепилась еще в большей степени, потому что это был день, когда можно было без ущерба для работы сходить, поприветствовать своих родственников, с ними пообщаться таким образом, — добавила Екатерина Липец.

Также заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики ЮФУ Екатерина Липец рассказала, что же было на пасхальном столе у донских казаков и можно ли было жениться на Красную горку. 

Какие еще традиции были у донских казаков на Пасху?

— Практически все традиции сегодня живы, и это очень радостно, потому что сознались преемственность. Например, дарили яйца, их раскрашивали и так далее. Также это были различные состязания во время гуляний.



Битки — одна из пасхальных игр, битье, «цоканье» яйцами с соперником. 

Считалось, что победитель в «битках» будет весь год здоровым и удачливым.

Кучки — катание яиц с горки в лунку. Катали яйца на земле или на столе.

А также на Красную горку девушки хутора собирались и подходили к атаману. Каждая из них на блюдо или на поднос клала окрашенное яйцо. И когда девушки подходили к атаману, взамен на такое вот подношение, они просили разрешить весну. После этого уже можно было точно гулять, водить хороводы, — рассказала Екатерина Липец.

Культуролог отметила, что чаще молодые люди собирались в дальней части хутора, чтобы никому не мешать, и там уже проводили игры и хороводы. А по всей станице жители раздавали угощения для детей и людей с низким достатком для того, чтобы они тоже приобщились к этому празднику.



На праздничном столе обязательными атрибутами были донской кулич и творожная пасха. Кулич готовили из натуральных продуктов, он был очень сдобным. Украшали его глазурью и обсыпали крашеным пшеном — символом плодородия. Творожная пасха также была неотъемлемой частью праздничного стола.

— Два эти гастрономических атрибута были обязательной составляющей праздничного стола. Более того, в исторических краеведческих описаниях, очень разнообразный набор продуктов. Плюс донской кулич всегда был очень сдобным, готовился из натуральных продуктов, люди владели хозяйством и не жалели. И всегда куличей было достаточно много на столе, от самых больших до маленьких, — уточнила Екатерина Липец. 

Казачки также к столу красили яйца. Самым востребованным цветом был и остаётся красный. Считалось, что после ночной службы нужно положить в святую воду одно или два красных яйца и умыться этой водой. В разных станицах и хуторах существовали разные поверья о том, зачем это делать: кто-то верил, что это дарит здоровье, а кто-то — что умывание такой водой наделяет мужеством.



— Яйца обязательно красили. Основные цвета красные, голубой — символизирующий небо, и зелёный, который ассоциировался со всем растительным миром. Для получения красного цвета в качестве красителя использовали, например, кожуру репчатого лука, свекольный сок и другие природные элементы. Несмотря на то что с зеленым цветом могли быть сложности, особенно если Пасха выпадала на раннюю весну, люди все равно находили способы для достижения желаемого оттенка, — пояснила завкафедрой. 

Заключались ли браки на Пасху и Красную горку? 

— Самый благоприятный период для заключения браков — это была Красная горка. Считалось, что заключенные вот в этот промежуток времени браки — самые сильные, самые крепкие, что только смерть разлучит молодых. Ведь они получают божье и родительское благословение на брак.

Самый большой период свадебных торжеств приходился на этот период и на период, когда собирали урожай, — рассказала Екатерина Липец.

Видео Глеба Сибилева

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
историяказачествоПасха
0
0